Одного или под присмотром: как воспитать самостоятельность у ребенка и не прогадать?

Всё зависит не только от возраста

Поделиться

«Главное — любить ребенка и не быть эгоистом»: Сергей Березин

Фото: Роман Данилкин

Лето — время бесконечных детских прогулок и игр. Одни родители не спускают глаз с дошкольника и ходят за ним по пятам на детской площадке, а другие спокойно отпускают пятилетнего ребенка гулять во дворе, чтобы рос самостоятельным. И те, и другие готовы до хрипоты и даже личных оскорблений отстаивать свою точку зрения. Кто же прав? С какого возраста возможны самостоятельные прогулки? И как воспитать в ребенке самостоятельность? Об этом в интервью 63.ru рассказал заведующий кафедрой социальной психологии Самарского университета имени Королева Сергей Березин.

— Сергей Викторович, сразу начну с главного. С какого возраста можно отпускать ребенка гулять одного во дворе?

— Ответ на этот вопрос не обусловлен только возрастом. Он обусловлен той социально-культурной средой, в которой живет семья. Например, в маленьких поселках люди знают друг друга, и куда бы ты ни шел, ты всё равно у кого-то на виду. И там родители достаточно рано отпускают детей гулять одних. Лет с четырех-пяти.

В больших городах люди часто не знакомы даже с теми, кто живет с ними на одной лестничной площадке. Понятно, что тут дети четырех-пяти лет не могут находиться на улице без присмотра. Даже пользование лифтом для них может оказаться опасным, пугающим. Если говорить о мегаполисе, то нравится это родителям или нет, дети начинают самостоятельно осваивать пространство города лет с десяти-одиннадцати. Например, я знаю одного мальчика, который раза четыре проехал на трамвае 23-го маршрута (кольцевого), ездил и так изучал город, в котором живет.

Дети десяти-одиннадцати лет уже способны находиться на улице одни без сопровождения взрослых. Да они и сами это делают. Конечно, очень важно побеспокоиться о безопасности детей. Дворы у нас в городе бывают разные, и компании бывают разные. И если родители знают друзей своего ребенка, знают компанию и могут предполагать, где они гуляют, конечно, этот возраст снижается.

— Сейчас по сравнению с тем, что было лет 20–30 назад, изменился возраст, с которого детей отпускают гулять одних?

Мне кажется, да. Не то что бы те дети были более самостоятельными. Я думаю, у родителей было больше доверия к городскому пространству.

— Несмотря на все современные гаджеты, вроде мобильных телефонов и наручных часов с GPS, тогда доверяли больше?

Конечно, пространство воспринималось как более безопасное.

— Но это действительно было так или ощущение безопасности было от недостатка информации? Сейчас обо всех ЧП сразу трубят в соцсетях, объявления о пропаже детей мгновенно появляются во всех СМИ...

— Более существенные социальные процессы влияют на чувство безопасности человека в городе. Не только изменение информационной среды и тот же интернет, но и другие факторы. К примеру, автомобильный трафик в Самаре вырос в разы, количество машин во дворах увеличилось в разы. Поэтому жизнь сейчас воспринимается как более угрожающая, более сложная. Конечно, это влияет на то, как родители решают вопрос, гулять их детям самостоятельно без сопровождения или нет.

— А насколько необходимо отпускать ребенка гулять одного для развития самостоятельности?

— Что значит необходимо? С психологической точки зрения нет никакой необходимости даже в школьном обучении. Прогулки — это не самый лучший способ воспитания самостоятельности. Как вам кажется, что такое самостоятельность?

— Когда ребенок может прийти домой, открыть-закрыть дверь, разогреть еду, сделать уроки. В общем, уметь делать какие-то простейший действия, чтобы себя обслужить.

— Класс. Смотрите, ни один из признаков, которые вы назвали, не связан с улицей.

— А дойти до дома?

— Чтобы ребенок в первом классе мог дойти до дома, нужно несколько раз пройти с ним в школу и из школы, потом пойти за ним, но так, чтобы он не заметил. Несколько раз. И всё это надо сделать так, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что ребенок маршрут запомнил, что он знает, где светофор, что он умеет смотреть сначала налево, потом направо. Самостоятельность ребенка должна быть обеспечена взрослыми. И обеспечивать мы ее можем разными способами. Информированием. Например: «Сын, если ты заходишь в подъезд, и рядом находится незнакомый взрослый человек, не заходи с ним, тем более в лифт. Понял? Понял». Вот когда мы ребенку самостоятельность обеспечиваем информацией, навыками, нашим отношением, тогда да, тогда его самостоятельность растет.

— На днях наткнулась на бурную интернет-дискуссию мам. Одна из них доказывала, что уверена в своих детях четырех и шести лет и спокойно отпускает гулять младшего со старшим в проездном дворе. Пишет, что каждые десять минут выглядывает в окно, смотрит, как они. Некоторые ее поддержали, другие же очень жестко и негативно высказались по этому поводу...

— Ответственность за воспитание детей несет мама. Она решает. Мне кажется, она ошибается, она переоценивает способности детей этого возраста в таком проездном дворе открытом, где полно машин и других опасностей. Тем более, что она говорит, что через каждые десять минут выглядывает, значит, ничем серьезным она не занимается. Если она живет на 9-м этаже и если увидит, что на детей набросилась собака, например, она не успеет им помочь. Это не вопрос их самостоятельности. Это вопрос их безопасности. Самостоятельность воспитывается по-другому. Как? Мы с вами поговорили об этом.

— Сейчас лето, каникулы, не у всех есть бабушки-дедушки или возможность отправить ребенка в лагерь или нанять няню, в общем, сделать так, чтобы ребенок был под присмотром. Но родители всё равно беспокоятся о детях. Это беспокойство как-то можно унять?

— Есть варианты, когда особых денег и не нужно, чтобы ребенок был под присмотром. Нужно искать их. Люди, скорее всего, их не ищут, потому что если бы искали — находили. Если ребенок без присмотра и родители беспокоятся, то зачем унимать беспокойство? Оно имеет важную функцию. Напоминает родителям о том, что они сами знают: они поступают неправильно. А вы хотите, чтобы они поступали неправильно и не испытывали беспокойства? Нет, это не ко мне. Есть здоровое беспокойство. Беспокойство как наш бессознательный контролер. В ситуации, когда мы знаем, что рискуем, беспокойство заставляет нас исправлять свое поведение. В ситуации, когда родители не позаботились в должной мере о безопасности своих детей, — пусть беспокоятся.

Некоторые родители не утруждают себя объяснением правил дорожного движения своим чадам

Некоторые родители не утруждают себя объяснением правил дорожного движения своим чадам

— Но есть и другая крайность. Родители подростков лет 15 и выше не могут унять свою тревогу и отпустить их гулять одних. Как побороть эту тревожность и тотальный контроль? Как отпустить?

— Вот так и отпустить. Не решать проблему своей тревожности за счет ребенка. Маме тревожно. Она, чтобы снизить свою тревогу, начинает контролировать своего подростка сверх меры. Для каждого возраста существует определенный оптимум контроля и определенный набор того, что ребенок умеет делать. Знаете, как понять, где эта граница? Здравый смысл. Как отпустить подростка? Не отпускай, он сам сбежит. Это беспокойство никакого отношения к подростку уже не имеет. Это мамина тревожность, которую она снимает гиперконтролем.

— С одной стороны, да, а с другой — поведение подростков не может не вызывать тревогу за них. В соцсетях всё чаще публикуются фотографии компании юношей и девушек, сидящих на краю крыши многоэтажки. Как провести беседу с ребенком, объяснить, что такое поведение глупость, а не крутость?

— Дети часто не осознают опасность. Слышали такую фразу: «Смерти нет, тормоза придумали трусы»? Знаете, где концентрируются те, кто так думает?

— Нет.

— На Рубежке.

— Реально донести подростку опасность такого поведения, безрассудного риска?

— Надо доносить. И надо разговаривать о технике безопасности жизни. Не с подросткового возраста, это постоянный процесс. Надо рассказывать ребенку, как себя вести. В какой-то момент ребенок возьмет спички в руки. Возьмет обязательно. Кто его научит зажигать спички правильно и безопасно, так, чтобы кусочек серы не отскочил ему в глаз?

Дети должны знать правила безопасности по обращению с огнем

Дети должны знать правила безопасности по обращению с огнем

— Родители.

— Вот родители и должны этим заниматься. Понятно, что не пятилетнего ребенка учить зажигать спички, а когда уже ясно, что наступило время осознанного интереса ребенка к этому предмету.

Вы какие-то секреты от меня ждете? Нет никаких секретов кроме одного: надо любить ребенка и не быть эгоистом.

Подписывайтесь на канал 63.ru в Telegram и читайте главные новости Самары раньше всех.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    25 июл 2018 в 18:48

    Раньше бабушки сидели у подъездов,следили за всеми детьми во дворе,запоминали незнакомцев,у которых сразу же могли отобрать своего или соседского ребёнка...А теперь постфактум ищем преступника после совершённого преступления по камерам видеонаблюдения...А эти бабушки будут работать теперь до 63 лет...

    Гость
    25 июл 2018 в 22:13

    зачем отпускать одних детей? Надо их до их свадьбы у своей юбки держать

    Гость
    25 июл 2018 в 13:51

    лет в 12-13 нужно ребёнку давать определенную самостоятельность