Сфера услуг — это унижение

В сфере услуг на сегодняшний день занято больше половины населения России. Постоянно появляются новые профессии и направления, открываются вакансии. Требования к кандидатам не такие уж и высокие, даже наличие специального образования или серьёзной подготовки не всегда является обязательным. Почему же люди так неохотно связывают свою жизнь со сферой услуг? Почему текучесть кадров такая огромная, а уровень профессионализма в общей массе оставляет желать лучшего? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим несколько устоявшихся в нашем обществе стереотипов.

Первый. Сфера услуг — это работа от безысходности. А человек, ей занимающийся, — неудачник. Ведь успех — это обязательно наличие высшего образования, руководящая позиция, статус. В сферу услуг идут только, чтобы хоть что-то заработать, пока нет других вариантов. Ни о каком призвании здесь речи быть не может.

Второй. Сфера услуг — это прислуживание. Есть гордое слово «учитель» и унизительное «гувернёр» или «бебиситтер», официант — не профессия, а приработок для студентов. Получается, что лучше лежать дома на диване с ноутбуком, изучая предложения на разных сайтах в поисках вакансии мечты, чем соглашаться на абы какую недостойную работу.

Третий. Сфера услуг — это унижение. Здесь не предполагается уважительного отношения к работнику. Ведь он — холоп. Клиент только и ждёт, как бы показать, где чьё место, унизить или оскорбить. Существует психологическая закономерность, касающаяся таких страхов — то, что мы представляем в нашей голове, чаще всего и случается в реальности. Если человек опасается встретиться с откровенным хамством и напряжённо ждёт этого, то с большой вероятностью получит такого неадекватного клиента в первый же день, чем «с удовольствием» подтвердит свои опасения.

Эти стереотипы, как и многие другие, начинают формироваться ещё в детстве. Их истоки кроются в нереализованных мечтах и планах родителей, ценностях, принятых в обществе.

Вспомним фильмы, где герои, стесняясь своей рабочей профессии, представлялись не теми, кем являются на самом деле. Девушки выдавали себя за дочек академика, а горничная сначала случайно, а потом намеренно представляла себя богатой постоялицей пятизвёздочного отеля. Эти сценарии записались многим на «подкорку».

Конечно, разрушить уже сформированные стереотипы сложно. Едва ли это произойдёт моментально.

Для самоанализа и осознания необходимости перемен потребуется время и силы.

Важно понять, что не всем нужно руководить, что обслуживать других не зазорно, что зарабатывать можно, будучи мастером своего дела. Осознать, что профессиональное развитие возможно не только по вертикали, но и по горизонтали, когда ты оттачиваешь свои навыки и умения. И тогда уже можно перестать оправдываться перед собой и окружающими за свой выбор.

Психолог, кстати, — профессия тоже из сферы услуг — сервисная. Принять это для многих моих коллег — непосильная задача, и никакие теоретические знания здесь не спасают. А ведь можно быть известным и успешным консультантом или психотерапевтом и без собственной компании и штата сотрудников, которые для многих стали мерилами успеха.

Профессионалы нужны везде и всегда, в любом обществе и при любом строе. Хороший мастер по ремонту обуви ценится больше, чем плохой менеджер, даже с двумя дипломами. Есть массажисты, к которым заранее записываются сильные мира сего и очень расстраиваются, если не удаётся попасть. Фитнес-инструктора, к которым на тренировки приходят в, казалось бы,  самое неудобное, но единственно возможное время. Это востребованные специалисты, у которых не возникает никаких сомнений в уважении к ним.

Любой ресторатор вам скажет, как сложно найти и удержать профессиональных официантов. Ведь во многом именно они создают атмосферу места, располагают клиентов к заказу и, кстати, получают за это немалые деньги. Но достигнуть успеха в этой профессии может только человек, который обладает сервисной установкой, любит клиентов, уважает свой труд и труд своих коллег. Потом он может пойти дальше по карьерной лестнице и, возможно, начать руководить рестораном, а может официантом доработать до седин, став мэтром и легендой. Таких уважаемых сотрудников можно встретить в лучших отелях и ресторанах Европы, они являются их неотъемлемой частью и важны для заведения больше, чем менеджер с дипломом MBA.

Многие, поработав в сфере услуг, переходят в другие сферы, но ценят приобретённый опыт. Так, принцесса Диана работала какое-то время няней в семье, помощницей в детском саду, официанткой в ресторане. В своих интервью она всегда с гордостью вспоминала этот период жизни, который многое ей дал в плане точки зрения понимания и принятия других людей.

Осознание своей компетентности, значимости, состоятельности — всё это влияет на нашу самооценку, а то, как мы себя ощущаем — так нас воспринимают и другие.