Все новости
Все новости

Андрей Абриталин, руководитель государственной жилищной инспекции Самарской области: «Управляющим компаниям, которые хотят работать дальше, необходимо повышать качество услуг»

Лицензирование управляющих компаний и программа капитального ремонта возложили на региональную жилищную инспекцию целый перечень новых серьезных полномочий. Об основных проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства города и перспективах самарских управляющих организаций в интервью Dom.63.ru рассказал руководитель государственной жилищной инспекции Самарской области Андрей Абриталин.

– Андрей Александрович, назовите основные нарушения, за которые были оштрафованы самарские управляющие компании в этом году?

– Каждый квартал сотрудники жилищной инспекции Самарской области готовят аналитический отчет о деятельности ГЖИ с начала года. Так вот, по данным последнего отчета, за девять месяцев 2014 года сотрудники инспекции выявили 22 тысячи 257 нарушений обязательных требований жилищного законодательства. Больше половины из них составляют нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Кроме этого, зафиксированы нарушения правил пользования жилыми помещениями, некачественное предоставление коммунальных услуг населению, нарушения требований законодательства раскрытии информации, порядка расчета внесения платы за коммунальные услуги, нарушений законодательства об энергосбережении. Зафиксированы также нарушения по созданию и деятельности ТСЖ, правил управления многоквартирными домами.

– Сколько выявленных нарушений было устранено в 2014 году и какие приходилось применять административные меры воздействия?

– За девять месяцев 2014 года выдано 7042 предписания об устранении выявленных инспекцией нарушений обязательных требований. При проведении проверок возбуждено четыре тысячи 350 дел об административных правонарушениях. При этом 80% всех выявленных нарушений устраняется по предписаниям ГЖИ. Остальные 20% – это «истории с продолжением», которые рано или поздно закончатся, но в статистику за девять месяцев попасть не успели.

– Госжилинспекция теперь осуществляет контроль качества проведенных работ в рамках программы капремонта в Самаре. Как вы оцениваете проведенные ремонты?

– Мы следим, чтобы деятельность регионального оператора соответствовала требованиям законодательства. В рамках этого контроля оценивается деятельность регионального оператора на всех этапах организации и проведения капитального ремонта общего имущества – по каждому многоквартирному дому, включенному в региональную программу. Разумеется, речь о тех домах, в которых собственники помещений выбрали счет регионального оператора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта. Грубо говоря, «общий котел».

Как именно ГЖИ удается контролировать этапы? Во-первых, мы проводим соответствующие проверки, а во-вторых, ежеквартально получаем от регионального оператора отчеты о деятельности, которые, разумеется, внимательно изучаем.

Вместе с тем по факту выполнения всех необходимых ремонтных работ по каждому многоквартирному дому ГЖИ выдает региональному оператору свое заключение о результатах оказанных услуг или выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества. При выдаче такого заключения специалисты жилищной инспекции проводят визуальный осмотр непосредственно результатов капитального ремонта. Если работы будут выполнены с нарушениями, то мы просто не выдаем региональному оператору положительное заключение – до тех пор, пока выявленные нами нарушения не будут устранены.

А без положительного заключения жилищной инспекции подрядная организация не сможет получить от регионального оператора заработанные средства. Так что мера эта очень действенная.

– В этом году государственная жилищная инспекция Самарской области обрела и новые полномочия, связанные с процедурой лицензирования управляющих компаний. Привело ли это к каким-либо изменениям в структуре ведомства?

– Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя существенный объем дополнительных полномочий по осуществлению лицензионного контроля. В 63-м регионе эти полномочия получила государственная жилищная инспекция Самарской области. В связи с этим изменения структуры жилищной инспекции возможны, а вот какие именно – посмотрим вместе с вами. Все будет зависеть от практики работы в новых полномочиях.

– Как вы оцениваете готовность самарских управляющих компаний к предстоящему лицензированию?

– Согласно принятому закону, лицензированию подлежат исключительно все управляющие организации. Основания для отказа в предоставлении лицензии установлены непосредственно в законе. Во-первых, это несоответствие соискателя лицензионным требованиям, а во-вторых, наличие недостоверной или искаженной информации в представленных соискателем лицензии документах.

Лицензионные требования состоят всего из пяти пунктов. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории Российской Федерации. У должностного лица управляющей организации должен иметься квалификационный аттестат, который он может получить только после сдачи соответствующего квалификационного экзамена, оно не должно иметь неснятой или непогашенной судимости, полученной им за экономические преступления, а также за особо тяжкие, тяжкие и средней тяжести преступления. Кроме этого, сведений о лице не должно быть в реестрах дисквалифицированных лиц и аннулированных лицензий. Управляющая организация должна также обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, о ценах и тарифах на ресурсы для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением правительства РФ.

Таким образом, управляющим организациям, которые работают на основании договора управления многоквартирным домом, фактически необходимо лишь получить квалификационный аттестат, который будет выдаваться по итогам прохождения экзамена.

Уже существует приказ Минстроя РФ о проведении квалификационного экзамена в форме электронного компьютерного тестирования, в котором 200 вопросов на знание действующего законодательства. Соискателю на экзамене будет предложено ответить на 100 из них, требуется ответить правильно на 86 вопросов.

– Не приведет ли эта мера к уходу с самарского рынка ЖКХ большей части управляющих компаний?

– С 1 мая 2015 года смогут работать только те управляющие компании, которые имеют лицензии, после этого срока эта деятельность без лицензии будет административно наказуемой.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем 16, в случае непосредственного управления таким домом, в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников и принять решение о выборе управляющей организации либо о создании ТСЖ. С 1 мая 2015 года непосредственное управление такими домами невозможно.

Если это решение не будет принято, орган местного самоуправления будет обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Принимая во внимание, что содержание значительной части многоквартирных домов осуществляется на условиях непосредственного управления, нельзя откладывать на последний момент решение этого вопроса.

– Предварительно сообщалось, что для получения лицензии на деятельность управляющей компании придется заплатить солидную пошлину. Каков ее размер? Какие средства она должна будет использовать для оплаты этой пошлины?

– За предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами оплачивается пошлина в размере 30 тысяч рублей, а за переоформление такой лицензии или выдачу ее дубликата – пять тысяч рублей.

При этом лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и размер пошлины не зависит от количества жилых домов, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению. А значит, расходы на оплату пошлины не смогут оказать существенного влияния на стоимость услуг управляющей организации.

– Какие важнейшие изменения в работе управляющих компаний произойдут с введением процедуры лицензирования?

– Помимо административных штрафов, налагать которые на управляющие компании, имеющие лицензии, теперь будут исключительно судебные органы, законом предусмотрены две крайних меры воздействия на недобросовестную управляющую организацию.

Для начала, она может лишиться права управлять конкретным домом. Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний органа государственного жилищного надзора два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения такого дома из реестра лицензий.

В подобной ситуации собственники на общем собрании должны будут заново выбрать способ управления домом, иначе орган местного самоуправления сам привлечет новую управляющую организацию на конкурсной основе.

Исключение составляет так называемое право «вето», когда собственники на общем собрании, несмотря на наличие нарушений со стороны управляющей компании, все равно решили сохранить с ней договорные отношения.

Кроме того, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора.

При этом решение об обращении в суд будет принимать лицензионная комиссия. Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года.

Резюмируя, можно сказать о том, что управляющим компаниям надо выстраивать взаимоотношения с гражданами. Ведь именно они, в конечном итоге, и решают, какая компания будет управлять их домом. А значит, компаниям, которые хотят работать дальше, необходимо повышать качество предоставляемых услуг, иначе их место займут другие, которые могут это делать лучше.

Фото: Фото из архива 63.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter