Недвижимость инструкция Как зарегистрировать ипотеку в Росреестре самостоятельно

Как зарегистрировать ипотеку в Росреестре самостоятельно

Публикуем ответы на пять самых важных вопросов о покупке жилья в кредит

Покупка квартиры в кредит — по-прежнему самый распространенный способ приобретения жилья 

Какие документы необходимы для регистрации и прекращения ипотеки? Как избежать приостановлений и отказов по сделке? Что нужно знать, чтобы обезопасить себя от недобросовестных продавцов? И каковы особенности регистрации ипотеки с участием несовершеннолетних? Об этом — в нашем материале.

Прежде чем подписывать документы, изучите информацию о квартире или доме, который собираетесь покупать

1. Что нужно знать о покупаемой недвижимости?

Перед приобретением квартиры, земли или дома с использованием жилищного кредита важно заказать выписку об объекте из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В выписке содержатся данные о том, есть ли в отношении этого объекта недвижимости арест или запреты на проведение регистрационных действий. Также из этой выписки станет известно, не обратился ли еще кто-либо за регистрацией права на этот объект. В случае когда покупатель видит хотя бы одно из вышеуказанных ограничений, торопиться с покупкой не стоит.

Еще два момента, которые имеет смысл уточнить перед покупкой недвижимости, — кто в ней прописан и написано ли согласие супруга.

— Если предыдущий собственник приобрел право в порядке приватизации, а другие члены его семьи отказались от приватизации, нужно понимать, что эти родственники сохраняют право проживания в данной квартире. Поэтому покупателю важно знать, что лиц, сохраняющих право проживания и пользования, по данному объекту нет, — пояснила начальник отдела ипотеки управления Росреестра по Самарской области Аделаида Гук.

Если недвижимость продает один супруг, необходимо проконтролировать, чтобы было согласие второго супруга. В противном случае право будет зарегистрировано, но Росреестр сделает отметку о том, что сделка является оспоримой, а значит, в дальнейшем могут возникнуть судебные споры.

2. На что обратить внимание в документах?

Как правило, для приобретения жилья в ипотеку документы готовят сотрудники банка. Важно проверять на всех этапах, правильно ли были записаны в документах фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и проживания, номер СНИЛС покупателя и продавца, серия и дата материнского сертификата (если он используется).

Если в квартире, которую вы собрались покупать, прописаны несовершеннолетние дети, то сделка должна пройти согласование у нотариуса и в органах опеки

Нужно посмотреть, как описано имущество: обязательно должны быть указаны кадастровый номер, адрес, площадь, назначение и стоимость объекта. Кроме того, в документах стоит указать ваш актуальный электронный адрес и номер телефона.

— Заявители иногда не проверяют внесенную в документы информацию, что приводит к приостановлению государственной регистрации. Особое внимание надо уделить пункту «стоимость объекта»: если приобретается дом с земельным участком, то должна быть указана как общая сумма сделки, так и стоимость каждого имущества в отдельности. Причем при сложении стоимости дома и земли должна получаться указанная в договоре общая сумма сделки. И эта же сумма должна быть прописана в скобках. Кроме того, надо учитывать, что здание может быть передано в залог только с земельным участком, на котором оно расположено. Действует и обратное правило: при передаче земельного участка в залог передаются и все объекты недвижимости, которые на нем расположены, — рассказала Аделаида Гук.

На покупку квартиры в ипотеку в браке также распространяется норма о том, что жилье на равных правах принадлежит обоим супругам

Бывает, что, приобретая недвижимость в совместную собственность, в качестве залогодателя указывается только один из супругов. Вместе с тем оба супруга дают имущество в залог, поэтому единственно верный вариант в данном случае — чтобы оба супруга были указаны залогодателями. При этом должником в кредитном договоре может являться один из них. Кроме того, нужно помнить, что, если у семьи уже есть ипотека на этот объект, информация о ней должна быть прописана в договоре, а если в залог передается доля, то такой договор удостоверяется у нотариуса.

После того как заявитель проверил документы, можно выходить на финишную прямую — сдавать документы на регистрацию ипотеки.

3. Как зарегистрировать ипотеку?

Регистрировать ипотеку помогут банковские сотрудники

Обратиться за регистрацией ипотеки можно через сайт Росреестра (обычно кредитная организация делает это самостоятельно) или подав документы в многофункциональном центре. Срок регистрации ипотеки — пять рабочих дней со дня поступления комплекта документов в регистрирующий орган.

Комплект документов минимальный: договор купли-продажи (в нем не всегда прописываются условия договора, поэтому при регистрации ипотеки в силу закона предоставляется также кредитный договор), закладная, согласие супруга, разрешение органов опеки (если есть несовершеннолетние дети). При продаже заложенного имущества потребуется еще один документ — согласие залогодержателя (банка). Согласие залогодержателя необходимо и при перепланировке.

Подать документы на регистрацию ипотеки можно и в МФЦ

4. А если в квартире прописаны дети?

Сделки по отчуждению недвижимого имущества с участием несовершеннолетних проходят только через нотариуса (статья 54 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости») и органы опеки и попечительства.

При этом приобретать недвижимость несовершеннолетние могут без нотариуса, через законных представителей. С 14 до 18 лет они действуют с согласия законных представителей, которые должны рядом с подписью подростка написать «согласна» или «согласен» и поставить свою подпись. Согласие может быть написано и отдельно, такая форма также будет принята органом регистрации прав.

5. Как прекратить ипотеку?

Если не внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о прекращении ипотеки, в дальнейшем возникнут сложности при продаже квартиры. Когда покупатель закажет выписку и увидит ограничение в виде ипотеки, он может отказаться от покупки. Поэтому прекратить ипотеку желательно сразу после того, как внесен последний платеж. Росреестр эту услугу оказывает за три рабочих дня после поступления заявления в орган регистрации прав.

Если выдавалась закладная, то заявление подается либо залогодателем (собственником), либо залогодержателем (кредитной организацией), либо совместно залогодателем и залогодержателем, во всех случаях с представлением закладной, на которой поставлена отметка о том, что обязательство исполнено.

Если закладная не выдавалась, достаточно заявления залогодержателя, который подтверждает, что он выплатил ипотеку. Впрочем, в данном случае может быть и совместное заявление залогодержателя и залогодателя.

Что касается электронных закладных, то заявление о прекращении ипотеки подается в электронном виде. Затем Росреестр самостоятельно делает запрос в депозитарий банка о представлении заявления, и депозитарий эту закладную аннулирует и хранит. Закладную в бумажном виде орган регистрации аннулирует и хранит в Росреестре.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления