4 апреля суббота
СЕЙЧАС +15°С

Обмани меня

SMS-мошенничество в Самаре имеет статус вечной и больной темы как для владельцев мобильных телефонов, так и для профессиональных участников рынка. Тем не менее, уловки мобильных обманщиков становятся все изощреннее, а число жалоб самарских абонентов, пост

Поделиться

SMS-мошенничество в Самаре имеет статус вечной и больной темы как для владельцев мобильных телефонов, так и для профессиональных участников рынка. Тем не менее, уловки мобильных обманщиков становятся все изощреннее, а число жалоб самарских абонентов, пострадавших от их действий, все больше. Почему мобильное мошенничество процветает, и как самому не стать его жертвой?

На исходе прошлого года и в новогодние праздники число SMS с информацией о «беспроигрышной лотерее» и «последнем шансе на выигрыш» зашкаливали. Многочисленные уловки были рассчитаны на то, что владельцы мобильных телефонов в предпраздничной суете могут легко откликнуться на внешне выгодное предложение. Однако просто яркими лозунгами и зазывными предложениями современные мошенники теперь не ограничиваются.

Читатель сайта 63.ru Владимир рассказал, что в самом конце 2011 года стал жертвой мобильных мошенников и – что немаловажно – сам ничего для этого не предпринимал. Получив сервисное сообщение об имеющейся на его счету задолженности, он запросил информацию о своем денежном балансе. В ответ Владимир получил информацию, что сумма его задолженности составляет порядка 2500 рублей, хотя буквально накануне он пополнил счет и его баланс находился «в плюсе».

«Я обратился к оператору связи с вопросом, куда могли исчезнуть деньги. Мне ответили, что несколько дней назад с моего телефона было совершено три довольно длительных звонка в платные самарские справочные. Общее время разговора составило около часа, а стоимость, которую с меня списали, – те самые 2500 рублей. Самое удивительное заключается в том, что я никуда не звонил, телефон в тот вечер был при мне, а номеров этих самых справочных я вообще до этого не знал», – говорит Владимир.

Однако на этом злоключения обычного абонента не кончились. «Спустя примерно неделю с меня сняли еще порядка 300 рублей в качестве «членского взноса» в какой-то клуб, о существовании которого я опять же не подозревал. При этом я использую телефон только для звонков и сообщений, в Интернет с него не выхожу и ни в каких сервисах не регистрируюсь». Абонент обратился в сервисный отдел своего оператора, сейчас там выясняют, «кто виноват и что делать». Возможно, в обоих случаях имело место довольно изощренное SMS-мошенничество, но реальных «улик» в пользу этого абонент предоставить не может. Пока Владимир не знает, придется ли ему самому погашать образовавшуюся задолженность.

Классические схемы мобильного мошенничества знакомы многим пользователям. Директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова напомнила о давно действующих схемах, которые реализуются через масштабную SMS-рассылку и, несмотря на широкое распространение, все же представляют угрозу, особенно для возрастных групп абонентов. «Мошеннические SMS-рассылки могут выглядеть как просьбы якобы от родственника пополнить счет, как сообщения о «крупном выигрыше», получить который можно в случае оплаты 1% стоимости приза. «Мобильный кошелек» в этом случае, естественно, принадлежит мошенникам».

Директор коммерческого департамента ОАО «СМАРТС» Наталья Степанова отметила еще одну распространенную схему SMS-мошенничества: «Абоненту приходит SMS с предложением бесплатно скачать приложение для телефона и ссылкой на его скачивание. Если абонент переходит по ссылке, срабатывает специальный скрипт, который генерирует и отправляет SMS-сообщения на короткие номера незаметно для абонента. После этого абонент видит в детализации своего счета сообщения, которые он на самом деле не отправлял».

Однако приведенный выше случай показывает, что SMS-мошенники стали более продвинутыми. От их действий могут пострадать не только абоненты, соглашающиеся на сомнительные предложения о лотереях и конкурсах по SMS, но и «пассивные» владельцы мобильников. Понятно, что случай читателя 63.ru, скорее, единичный и завязан не только на мошеннической схеме, но и на вирусном проникновении в телефон. Тем не менее, операторы сотовой связи советуют своим абонентом руководствоваться принципом «Предупрежден – значит вооружен» и не забывать про меры безопасности, которые снизят риск мошенничества. Например, у абонентов есть возможность перед отправкой сообщений на короткий платный номер уточнить стоимость SMS на сайте оператора или сформировать выборочный доступ к номерам контент-провайдеров, создав черный и белый списки.

Специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова советует в целом с большой осторожностью относиться к любой информации, поступающей на телефон из незнакомых источников и «не делиться своей персональной информацией (в том числе номером мобильного телефона) в Интернете, а также с незнакомыми лицами и фирмами.

Что может сделать каждый, чтобы не стать жертвой мобильного обмана?
Читайте внимательнее! Как и в случае с предоставлением «беспроцентной рассрочки» правила предоставления мошеннической SMS-услуги могут содержать текстовую часть, написанную мелким шрифтом. Оттуда вы сможете узнать, что поступившее вам предложение не такое уж выгодное.
Не делитесь контактами! Часто на сайтах просят ввести номер мобильного телефона, «чтобы убедиться, что вы не робот». Эксперты предупреждают: за этой ширмой могут скрываться мошенники. Оцените качество и серьезность сайта, прежде чем оставлять там свои персональные данные.
Не ходите по незнакомым ссылкам! В сервисном сообщении вам может прийти ссылка, пройдя по которой вы можете подхватить вирус или автоматически подписаться на платный ненужный сервис.
Помните про бесплатный сыр! Абоненты не могут получить приз за конкурс, в котором не участвовали. Не поддавайтесь на психологические провокации и «горячие акции». Это – не «уникальные предложения», а повсеместно распространенные схемы обмана.

Самое главное направление борьбы операторов связи с мобильным мошенничеством касается непосредственно авторов мошеннических схем. Обоснованные претензии абонентов к операторам связаны с давно известным фактом: продажу коротких номеров, с которых чаще всего осуществляется спам и мошенническая рассылка, осуществляют сами операторы. При этом до недавнего времени покупателем такого номера мог стать кто угодно с единственным условием – наличием довольно крупной суммы. Однако операторы сообщают, что меры пресечения бесконтрольной продажи коротких номеров уже действуют: вводятся системы мониторинга сервисов на коротких номерах, а в отношении партнеров, использующих номера для незаконных целей, устанавливаются жесткие санкции.

По словам директора Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Константина Чудакова, выдача и регистрация коротких номеров производится централизовано в московском офисе компании. «При этом существует ряд барьеров, которые мешают мошенникам приобрести эту услугу. В том числе, финансовый барьер – подключение к программе стоит сотни тысяч рублей. Кроме того, на сайте оператора абоненты могут увидеть список компаний, которые приобрели короткие номера». Кстати, как отметил Константин Чудаков, «во втором полугодии 2011 года компанией была приостановлена работа 18 номеров, более 200 раз блокировались префиксы услуг до устранения недостатков или выяснения обстоятельств нарушений. Возвраты абонентам по установленным фактам мошенничества составили порядка двух миллионов рублей».

Штрафные санкции, которые мобильные операторы применяют к попавшимся мошенникам, сводятся к запрету повторного подключения недобросовестного провайдера – мере, вполне достаточной для количественного регулирования мобильных дельцов. Специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова рассказала, что если количество абонентских жалоб на контент-провайдера превысит установленный оператором порог, договор с ним будет расторгнут, а самого мошенника внесут во вневременной черный список.

Наконец, о довольно продвинутом сервисе защиты от мошенничества поведала директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова: «Доработка контент-платформы сегодня позволяет осуществлять возврат денежных средств не только обратившимся, но и всем пострадавшим от мошенников абонентам, которых оператор может выявить самостоятельно. Также она позволила не тарифицировать мошеннический трафик. Например, злоумышленники для получения «открытки» просят отправить код YYYYYY на короткий номер XXXX. При выявлении такого спама номер абонента-спамера блокируется, а также обнуляется отправка SMS с указанным кодом на номер XXXX, что позволяет сводить количество пострадавших практически к нулю».

В ответ на недавние меры и нововведения, предпринятые мобильными операторами, многие абоненты соглашаются: спама действительно в последнее время приходит меньше. Хотя, конечно, говорить об историческом переломе в борьбе между операторами связи и мошенниками еще рано. В конце концов, по словам Натальи Степановой, факты SMS-спама могут возникать ввиду того, что организация, арендовавшая короткий номер, может предоставлять для использования сервисы на базе этого номера третьим лицам, а уже они могут использовать его в целях вирусной рассылки.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!