Наука ТВ-канал без рекламы: утопия или перспектива?

ТВ-канал без рекламы: утопия или перспектива?

В России создадут общественный телеканал – вопреки привычной рекламной модели телевидения. Новому каналу даже найдется место в первом пакете каналов при переходе на новый стандарт цифрового вещания DVB-T2. В понедельник, 26 марта, проект «некоммерческого

В России создадут общественный телеканал – вопреки привычной рекламной модели телевидения. Новому каналу даже найдется место в первом пакете каналов при переходе на новый стандарт цифрового вещания DVB-T2. В понедельник, 26 марта, проект «некоммерческого ТВ» обсудили на заседании Общественной палаты.

Впервые идею создания новой – общественной – модели государственного телеканала представители Министерства связи и массовых коммуникаций и парламентарии рассмотрели на федеральном уровне в конце прошлой недели. Как заметил глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, сегодня общественное телевидение существует в сорока странах мира. Причем в большинстве из них общественные каналы возникли в то время, когда единственным видом телевидения было аналоговое эфирное вещание. «Когда появлялись такие организации, число каналов было ограниченным, поэтому им был практически гарантирован успех у аудитории, и они в дальнейшем работали над закреплением и развитием этого успеха», – пояснил Игорь Щеголев.

Российское центральное телевидение подобных проектов пока не знает. Рекламная модель вещания на сегодняшний день является единственным работающим форматом «массового» ТВ. Однако, по мысли представителей Минкомсвязи, на современном телевидении существует определенный дефицит «общественно полезного контента», именно он послужил причиной запроса на создание общественного телеканала. По мнению Игоря Щеголева, существующие форматы современного федерального ТВ испытывают сильное давление со стороны нишевых телеканалов, которые «удовлетворяют специализированные интересы определенных групп аудитории». Определенных – но не всех. В то время как идея общественного телеканала подразумевает создание качественного ТВ-контента, отвечающего запросам максимально широкой аудитории. Основное условие такого канала – независимость от рейтингов и рекламы, что, по меркам сегодняшнего телевидения, абсолютная инновация.

Над разработкой идеи первого в России общественного телеканала работают не только эксперты в области телевидения и информационного права, но и представители общественности, той самой широкой потенциальной аудитории нового канала. Единая экспертная группа, опираясь на мировой опыт действующих моделей общественных телеканалов, уже вывела базовые принципы, по которым будет функционировать общественное ТВ в России. Среди них «максимальная доступность всему населению страны, независимость от любого влияния – финансового или административного, эффективный контроль со стороны общества».

По мнению заместителя министра связи и массовых коммуникаций Александра Маслова, новый канал общественного телевидения нужно будет наделить статусом общероссийского обязательного общедоступного телеканала. «Это позволит не только обеспечить максимальный охват населения, но и гарантировать бесплатное распространение телеканала во всех сетях платного телевидения».

Создатели проекта общественного ТВ понимают, что обеспечить максимальную доступность к новому телеканалу самых широких слоев населения страны возможно только в том случае, если федеральная власть пролоббирует этот проект и обеспечит ему место в сетке вещания в новом цифровом формате. Уже известно, что создаваемый телеканал войдет в первый цифровой мультиплекс и наряду с девятью другими федеральными каналами будет доступен бесплатно для первых пользователей центрального цифрового вещания в формате DVBT-2.

Однако проблему с дефицитом частотного ресурса авторы проекта общественного телеканала пока не решили. Понятно, что в сложившейся ситуации обеспечить частотами аналоговый канал, создаваемый с нуля да еще на некоммерческих началах, практически невозможно. Единственный вариант, который предложила экспертная группа, разместить общественное телевидение на метровой частоте одного из ныне действующих эфирных телеканалов с развитой сетью вещания.

Еще одна проблема, возникшая перед создателями проекта общественного телеканала, вопрос о финансировании нерекламного проекта. Александр Маслов подчеркнул, что распространение телеканала в городах с населением менее 100 тыс. человек затратно даже для успешных коммерческих вещателей. При этом взимать абонентскую плату со зрителей общественное телевидение – априори бесплатное – не может. В такой ситуации авторам общественного телеканала, который по своему замыслу не будет иметь доходов от своей деятельности, стратегически важно заранее продумать покрытие расходов на эфирное вещание. Александр Маслов озвучил мысль о субсидировании оператора связи, который будет обеспечивать распространение «общественного» ТВ-контента в эфире.

Вопрос о финансировании деятельности общественного канала экспертная группа решила в пользу создания специализированного «эндаумент-фонда». Чтобы сохранить независимость от бюджетных и рекламных источников финансирования, фонд сформируют за счет публичного сбора денежных средств, пожертвований физических и юридических лиц. При этом авторы проекта планируют установить верхний порог вносимой суммы, чтобы «избежать концентрации влияния на программную политику одного или нескольких жертвователей».

Итогом предварительной работы экспертной группы стало консолидированное предложение о создании телеканала общественного телевидения, которое авторы проекта передадут на рассмотрение президенту и правительству.

По мнению министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, сама зрительская аудитория уже готова к новому общественному формату. «Активное развитие новых медиапроектов и технологий трансформирует спрос на потребление информации: появляются элементы интерактивности, индивидуального формирования телезрителями программ просмотра».

С другой стороны, многие представители потенциальной аудитории относятся к новому ТВ-проекту спорно: из-за того что бесплатное вещание общественного канала будет возможно только при условии серьезного финансирования на начальном этапе и из-за того что детально о пресловутом «общественном» контенте нового канала авторы проекта пока не говорят. Более того, сами авторы концепции общественного телевидения до конца не уверены, что им удастся переломить многолетнюю традицию коммерческой ТВ-структуры в нашей стране. Как отмечает телекритик, член рабочей группы по разработки концепции общественного ТВ Ирина Петровская, в профессиональных людях, способных сделать хороший и интересный канал, недостатка не будет. «Но есть другое сомнение. В России есть общая «поляна», на которой произрастают, как разные, хотя очень похожие цветы, другие телеканалы. Они все «подстрижены» примерно под одну коммерческую гребенку. В этих неменяющихся условиях существования телевидения и в его взаимоотношениях с властью как можно предположить, что этот новый канал будет поставлен в иные условия?»

Фото: Фото с сайта Specletter.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления