19 января воскресенье
СЕЙЧАС -1°С

Отфильтруют школьный Интернет

Всем российским школьникам ограничат доступ в Интернет. Минкомсвязи поддержало идею создания единой системы фильтрации, которая будет блокировать доступ детей к сайтам с сомнительным содержанием...

Поделиться

Всем российским школьникам ограничат доступ в Интернет. Минкомсвязи поддержало идею создания единой системы фильтрации, которая будет блокировать доступ детей к сайтам с сомнительным содержанием.

Не так давно на официальном сайте одной из самарских школ появился рекламный баннер с «недетским» содержанием. Реклама, хоть и размещалась в самом верхнем углу одной из страниц и имела довольно скромные размеры, все же не осталась незамеченной – прежде всего, самими учениками. Когда учитель информатики обратился в службу поддержки сайта, ему сообщили, что интернет-страница размещена на бесплатном хостинге, что означает фактическую невозможность владельцев ресурса контролировать появление рекламных баннеров на подобных сайтах. Однако – благодаря настойчивости представителей школы или лояльности рекламодателей – вскоре баннер с сайта заведения исчез. Перед этим, конечно, создав определенный резонанс.

Многие городские школы, как и все прочие общеобразовательные учреждения страны, выбирают бесплатные хостинги исключительно по причине небольших бюджетов, хотя владельцы платных хостингов отмечают, что аренда более надежной интернет-площадки обошлась бы им всего в пару тысяч рублей в год.

Помимо незащищенного контента многих официальных школьных сайтов учащиеся работают в незащищенном Интернете. Большинство региональных школ сегодня обслуживают локальные интернет-провайдеры, которые не уделяют должного внимания тому, какие сайты посещают учащиеся. В этом случае дети получают фактически свободный доступ к социальным сетям, видеохостингам, поисковым сайтам. Интернет-страницы именно этой категории представляют наибольшую угрозу для школьников, и именно их, по статистике, учащиеся российских школ посещают в стенах общеобразовательных заведений чаще всего. Руководство ряда российских школ вышло из этой ситуации, установив интернет-фильтры – но количество таких заведений отнюдь не подавляющее.

Именно этот фактор стал решающим в разработке проблемы «школьного» Интернета, в которой приняли участие представители министерства связи и массовых коммуникаций, делегаты общественной организации «Лига безопасного Интернета», а также участники конференции «Российский интернет-форум», который состоялся в Подмосковье. В ходе обсуждения представители федеральной власти и общественных организаций пришли к двум вариантам решения проблемы интернет-доступа в школах.

Так, было предложено создать реестр потенциально опасных, «неблагополучных» сайтов, доступ к которым будет однозначно закрыт для учащихся средних школ. Проблема, однако, в том, что любой – даже самый пространный – список будет конечным, в то время как сайты с опасным контентом появляются в Сети с поразительной скоростью, и постоянно пополнять реестр будет проблематично.

Второе решение проблемы, которое встретило немало сторонников, связано с введением специальной системы фильтрации. Новая система будет отслеживать содержание сайтов Рунета с самого момента их создания. В том случае, если тематическое наполнение сайта вдруг вызовет у системы подозрение, она заблокирует доступ к ресурсу. Авторы идеи предлагают с особым вниманием подойти к разработке критериев фильтрации.

Предложение перекрыть доступ школьников к сайтам с опасным контентом и разработать единую систему фильтрации было поддержано представителями минкомсвязи, в то время как представители IT-рынка к столь категоричным мерам отнеслись противоречиво. Некоторые эксперты полагают, что в ситуации, когда Интернет в школах обеспечивают различные провайдеры, каким-то образом контролировать доступ довольно проблематично. Руководитель отдела интернет-решений «Лаборатории Касперского» Андрей Ярных говорит: «С точки зрения информационной безопасности, определенно предпочтительнее был бы единый интернет-провайдер для школ, поскольку в этом случае появится единый центр ответственности, и исполнение обновлений и политик безопасности будет более скоординированным». Также идея о создании черного списка сайтов вызвала у представителей рынка закономерный вопрос: не создаст ли это нововведение возможность для противоправного воздействия на владельцев ресурсов?

Управляющий корпоративными продажами G Data Software в России и СНГ Алексей Демин оценивает предложенные нововведения положительно – прежде всего, из-за специфики сферы, в которой эти нововведения будут применяться. «Образование – это сфера, которую государство не имеет права отдавать в частные руки. Важно, чтобы контроль был тотальным. Здесь нет мелочей, имеет значение каждая буква в учебнике и каждый пропущенный рекламный баннер сомнительного содержания на школьном компьютере, – считает Алексей Демин – И в этой ситуации совсем не важно, кто возложит на себя обязанности по фильтрации школьного интернет-контента – местные провайдеры или единый провайдер по всей стране».

По словам учителя информатики в МБОУ СОШ №58 г.о. Самара Елены Сивакс, интернет-фильтры, которые сегодня используются в школах, небезупречны и имеют серьезные издержки. «Цель специального фильтра, который установлен в нашей школе, – отсеивать ненужные сайты, нужные и безопасные – подключать. Однако с таким фильтром часто возникает проблема: система запрета действует шире, чем нужно, и перекрывает доступ к нужным файлам. Бывает, что эта издержка серьезно мешает работе», – отмечает Елена Сивакс.

В такой ситуации стремление создать более качественный интернет-фильтр для школ выглядит вполне оправданным, конечно, при условии отсутствия «перегибов на местах».

Итогом обсуждения проблем «школьного» Интернета стал документ, который подписала 31 компания, представители телеком- и IT-сфер. В Манифесте «Российский Интернет в 21 веке: безопасность детей» говорится: «если фильтрация интернет-контента магистральным провайдером будет предусмотрена законодательством Российской Федерации, то она должна осуществляться в соответствии с принципами свободного распространения информации, не должна нарушать права пользователей и государств и вести к нарушению технологической связности и безопасности сетевого пространства».

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
23 апр 2012 в 12:46

да ладно вам! для детей интернет сейчас самая лучшая забава, покруче кукол и машинок. просто мотивацию нужно правильную создавать, чтобы не бесцельно висел ребенок в сети, а получал доступ как поощрение за хорошее поведение, выполненную домашку и т.д. запретами только озлобленности их можно добится! так что пусть сидит в инете на здоровье, но с целями полезными, интересными, развивающими - и под мягким контролем родителей!

Гость
23 апр 2012 в 09:33

мне кажется дети вообще в школе без интернета могут обойтись - научить их в нем работать могут и родители. к тому же там интуитивно все понятно. в школе же как правило изучают основы программирования - зачем там интернет?