Троллейбусы, трамваи, метро. Кажется, именно на них власти решили сделать ставку, чтобы решить проблему нехватки общественного транспорта в Самаре. Сейчас обделены сразу несколько районов. Куда же пустят составы? Подробности — в нашем обзоре.
Троллейбус для моста
Пожалуй, самым реалистичным на сегодняшний день кажется проект строительства новой троллейбусной линии. Ее хотят проложить от улицы Шоссейной по Фрунзенскому мосту в центр города. Судя по словам руководителя ведомства Сергея Маркина, работы затянутся на два года.
В первую очередь рядом с развязкой с улицей Фрунзе власти планируют построить тяговую подстанцию и троллейбусную линию от улицы Шоссейной по мосту с выходом на Чапаевскую и Комсомольскую. Срок — 2019 год. При этом автомобильное движение по Фрунзенскому хотят запустить в сентябре–октябре.
— Проектирование, а затем строительство участка троллейбусной линии по Комсомольской от Чапаевской до Куйбышева и далее по Куйбышева до Пионерской мы запланировали на 2019–2020 годы, — рассказал чиновник.
Подрядчика для проектирования уже выбрали. Ему заплатят более трех миллионов рублей. Вот как будет выглядеть эта часть троллейбусной линии.
Сейчас власти ожидают подведения итогов публичных слушаний. На суд горожан вынесли проект планировки. Но некоторые оказались против.
Сохранить троллейбусное движение хотят и на мосту по улице Главной. Для этого Минтранс усилит опоры контактной сети Трамвайно-троллейбусного управления. Работы будут вести по отдельному проекту в течение 2020 года.
Больше трамваев к «Самара Арене»
А вот строительство нового трамвайного поворота с Московского шоссе на улицу Ташкентскую уже началось. Он нужен, чтобы пустить трамваи от стадиона «Самара Арена» в 15-й микрорайон и на Безымянку. По данным департамента транспорта, это будут маршруты № 21 («Проспект Кирова» — «Физкультурная»), № 22 («15-й микрорайон» — «Красноармейская»), № 24 («Завод имени Тарасова» — «Костромской переулок»), № 24к («15-й микрорайон» — «Костромской переулок») и № 25 («Проспект Кирова» — «Безымянская ТЭЦ»).
Работы выполняет компания «ВТС-Метро». Она же прокладывала рельсы по Московскому шоссе к стадиону «Самара Арена». Эту ветку строили специально к чемпионату мира по футболу, чтобы доставлять болельщиков до стадиона «Самара Арена». Для этого организовали специальный маршрут S5. Во время мундиаля он ходил из центра города до спортивного объекта. Сейчас S5 курсирует только в дни матчей «Крыльев Советов». В ежедневном режиме до стадиона ездит маршрут № 7, по выходным — № 11 и 12.
За поворот подрядчику заплатят более 71 миллиона рублей. Рабочие должны демонтировать стальные опоры, разобрать покрытия и асфальтобетонные основания на Ташкентской и Московском шоссе, провести земляные работы, проложить трубопроводы и кабель, устроить основание под полотно, уложить стрелочные переводы и трамвайные пути. На это им дадут только 6 месяцев.
На время укладки рельсов возможно ограничение движения трамваев. Стрелку привезут в ноябре из Чехии.
Трамваи в Новую Самару и Крутые Ключи
Власти наметили еще один проект развития трамвайного движения в Самаре. Рельсы хотят проложить до микрорайонов Новая Самара и Крутые Ключи, которые располагается на северной окраине города и относятся к Красноглинскому району. Сейчас туда ходят только автобусы. Но этого недостаточно, чтобы покрыть потребности жителей в поездках в другие районы.
По задумке чиновников, новая трамвайная ветка станет продолжением линии на Московском шоссе, у «Самара Арены». Проложить придется около 7 км путей.
Стоимость проектирования и строительства составит, по предварительной оценке, от 3,7 до 4 миллиардов рублей. Выполнение всех этих работ может растянуться примерно на пять лет.
При этом в ближайшие три года денег из бюджета Самары выделять не планируют. Вероятно, власти рассчитывают на финансовую помощь федеральных властей.
С выездом за город
Есть и более амбициозные планы. Их обсудили в начале сентября 2019 года в правительстве Самарской области, на совещании по развитию транспортной инфраструктуры микрорайона Южный город. Он находится на южной окраине Самары, но в состав города не входит и относится к Волжскому району.
При этом большинство жителей ездят на работу в Самару. Они жалуются на нехватку автобусов. Эту проблему и обсудили застройщики микрорайона и чиновники.
— Необходимо объединить дорожную инфраструктуру микрорайона с транспортной сетью Самары. После ввода в эксплуатацию Фрунзенского моста добраться из Южного города в столицу области станет проще. Но это не решит всех проблем. Поэтому участники совещания решили оценить перспективы строительства в Южный город трамвайных и троллейбусных линий, — рассказали представители регионального правительства.
Но застройщик Южного города уже несколько лет пытается протолкнуть проект строительства канатной дороги через реку Самару — к железнодорожному вокзалу. Недавно его решили разморозить.
Станцию планируют разместить вблизи большой рекреационной зоны с зоопарком. Протяженность канатной дороги составит 9,4 км. Для пассажиров будут доступны 86 кабин. Время в пути до железнодорожного вокзала составит 25 минут.
Уходим под землю
Мечтой жителей Самары по-прежнему остается полноценная, грамотно построенная ветка метро. Нынешняя включает в себя 10 станций. По сути, на метро можно доехать только от «Ладьи» до Юнгородка. То есть подземка не охватывает даже полгорода.
Планов по строительству новых станций метро у властей очень много. Но всегда возникают проблемы с финансированием. Например, последнюю станцию метро — «Алабинскую» — начинали строить в далеком 2007 году. И работы до сих пор не завершили до конца. Сейчас станция работает челночным способом. Поезда приходят на один путь и уходят с этого пути на станцию «Российская», при этом проходят через стрелку на второй путь и далее следуют по обычному маршруту. Завершить оборудование перегонного тоннеля и камеры съездов станции «Алабинская» планируют только в 2022 году. На это потребуется почти один миллиард рублей.
Тем не менее в планах есть строительство еще одной станции — «Самарской». Она будет включать в себя тоннель — его проложат под улицей Самарской от Ново-Садовой (в районе «Макдоналдса») до Самарской площади, и саму станцию. Стоимость работ оценивают в 6 миллиардов рублей. Разрытие котлована неизбежно приведет к ограничению движения транспорта, как на перекрестке Полевой и Самарской, который является самым оживленным в центре города, так и на самой Самарской. Но метростроители предлагают применить щадящий режим. Правда, к работам приступят не раньше 2022 года.
Перспектива строительства второй ветки метро еще более туманна. На 2022–2024 годы власти запланировали разработку проекта первого этапа работ. Он будет предусматривать обустройство следующих объектов подземки:
станция «Вокзальная»: расположится на эстакаде над старым зданием пригородных касс железнодорожного вокзала в створе с вокзальным комплексом;
станция «Клиническая»: запланирована на пересечении Карла Маркса и улицы Владимирской;
станция «Карла Маркса»: её планируют возвести над действующей станцией метро «Московская». Их соединят переходом.
В целом построить вторую ветку метро хотят по следующей схеме.
Периодически в Самаре озвучивают предложения изменить планы по строительству метро. Многие сходятся в том, чтобы протянуть подземку к микрорайону Крутые Ключи. По оценке Сергея Натальчука — гендиректора компании «ВТС Метро», сотрудники которой строили большинство станций, прокладка 11 километров тоннеля до развязки на пересечении Московского и Ракитовского шоссе может занять около 32–36 месяцев.
Но пока власти придерживаются уже утвержденных проектов. Впрочем, чтобы сэкономить денег, по Московскому шоссе до Центрального автовокзала хотят проложить «легкое» метро.
Сложно представить, в какие сроки власти претворят эти планы в жизнь. Но, судя по словам губернатора Дмитрия Азарова, делать это обязательно будут.
— Сейчас на строительство метро выделяют мало денег. Это очень дорого обходится. Денег, которые тратят на прокладку одного перегона, хватит на обновление всего наземного транспорта. Но каждая новая станция снижает убытки метрополитена, поэтому нужно заниматься развитием подземки. Это, к сожалению, не самые эффективные вложения. Но надо метро достраивать, находить деньги. Мы будем прикладывать для этого усилия, — пообещал Дмитрий Азаров.
А какой вид общественного транспорта больше всего подходит вам?