Страна и мир Поуехавшие из Самары истории Как самарчанка стала одним из лучших фотографов Британии

Как самарчанка стала одним из лучших фотографов Британии

Как обычная верстальщица из Самары стала лучшим фотографом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, выяснял городской портал 63.ru

ДОСЬЕ

Эльмира Уоттс родилась 3 ноября 1968 года в Самаре (Куйбышеве).

Окончила вечерний факультет Куйбышевского Планового института (ныне Самарский экономический университет). Работала программистом в отделе технологии Государственного подшипникового завода (ГПЗ-4) и верстальщиком в газетах «Седьмое небо», «Самарянка» и «Радуга».

После переезда в Великобританию поступила в Солсбери колледж, по окончании которого получила звание бакалавра искусств (специализация «фотография») BA (Hons) Photography.

В 2004 году была удостоена звания лучшего фотографа Соединенного Королевства, став обладательницей трех фотографических «оскаров» за работу, на которой запечатлела своего однокурсника.

В 2009 году завевала звание лучшего портретного фотографа западного региона Британского Института Профессиональной Фотографии.

Эльмира Уоттс – член Королевского Общества Фотографов, Ассоциации Мастеров Фотографов (MPA) и член Британского Института Профессиональной Фотографии (BIPP).

Замужем. Сын Михаил от первого брака.

В Самаре ей приходилось верстать местные газеты, а в Великобритании она – маститый фотограф, к которому выстраиваются огромные очереди для фотосессий. Живя в обычном провинциальном городе, Эльмира Гусейнова вряд ли могла помышлять о славе за рубежом. Ей помог случай, который и определил ее дальнейшую судьбу. Девушка вовремя поймала удачу за хвост – и не побоялась круто изменить свою жизнь. Сменив Самару на английский Сомерсет, а фамилию Гусейнова на Уоттс.

Встреча с «принцем»

Моим первым фотоаппаратом был зеркальный «Зенит», который я купила еще в студенческие годы, – вспоминает Эльмира. Я с ним почти не расставалась: щелкала семью и друзей, а фотографии печатала в ванной комнате. Любила снимать на слайды – получалось очень красочно.

Это хобби возникло не случайно. В доме Гусейновых была огромная библиотека, собранная ее отцом, Фикретом Байрамовичем. В детстве Эльмире больше всего нравилось рассматривать книги с репродукциями художников и с фотографиями Галины Улановой и Вивиен Ли.

На самарской набережной. 2000 год.

Впрочем, девушка не задумывалась над тем, что фотография из простого увлечения перерастет в нечто большее. Ее жизнь была вполне обычной и размеренной. Учеба в школе, институт, затем работа на заводе спецподшипников программистом и верстальщиком местных газет… Все изменилось после встречи с английским бизнесменом Крисом Уоттсом.

С Крисом я познакомилась через ряд обстоятельств и людей, – рассказывает Эльмира. – В Самаре в феврале 2000 года я со своей знакомой встречала его в аэропорту в

два часа ночи. Несколько дней мы провели вместе, наверное, этого было достаточно, чтобы друг друга узнать. Все это время я старалась говорить на английском, а он на русском. Последующие события развивались как снежный ком. Через небольшое время после отъезда он позвонил и сообщил, что у меня назначена встреча с британским консулом. Этим я была, мягко говоря, шокирована. Не долго думая, поехала в посольство, где прошла собеседование, необходимое для получения визы. Ответа пришлось ждать недолго – вскоре визу мне дали. В апреле 2001 года я вместе с сыном и чемоданом прилетела в Лондонский аэропорт Хитроу, где нас встретил счастливый Крис. Оттуда мы поехали в небольшой город графства Сомерсет, который находится на юго-западе Великобритании…

Похоже на сказку? Да. Влюбленный принц похищает принцессу и увозит ее в свое королевство. Так случилось и с Эльмирой.

Самарчанка покинула материк и оказалась на острове, перелетев через всю Европу и Английский канал. Для Эльмиры не было большой проблемой покинуть малую родину – она всегда хотела вырваться из повседневной рутины. А поездка за границу была не столько развлечением, сколько возможностью начать все с нуля. И первым важным событием «там» для нее стало замужество.

Крис родом из города Винканотона графства Сомерсет. Винкантон – старинный город, упоминается в самом первом документальном свидетельстве о составе городского населения Англии, содержащемся в знаменитой «Книге страшного суда» (1086 г.). В ней есть данные, которые удалось получить в результате уникальной переписи земельных держаний и доходов, предпринятой по приказу Вильгельма Завоевателя. А поженились мы в городе Йовил того же графства в июле 2001 года. После регистрации отмечали свадьбу у нас в саду в Винкантоне. Английская лужайка внутреннего двора, столики с зонтиками, сдержанные гости, негромкие беседы. Максимально хороший вкус и респектабельность. Не сравнить с нашим разгульным весельем!

Свадьба. 2001 год

Вообще английские свадьбы – это отдельный разговор. Жених должен оплатить наряд друзей, приглашенных им на свадьбу, а невеста – одежду своих подруг. Но у нас этого не было. Все было достаточно скромно, но со вкусом. Пригласили только членов семьи и самых близких друзей. К сожалению, мои родители приехать не смогли, прилетела моя сестра Нона, но такой моральной поддержки мне было достаточно.

В стране чудес и туманов

Оказавшись в чужбине, Эльмира не столько пребывала в состоянии эйфории, сколько воспринимала сложившиеся обстоятельства как данность. «Да, тут все другое, но к этому надо привыкнуть, – размышляла она, – а трудности преодолеть. И для начала языковые».

– Первое время было непросто общаться на английском, хотя для обывателя я знала его неплохо – пригодились школьные и институтские знания, а также курсы разговорного

языка. Все англичане говорят очень быстро, а некоторые вообще комкают слова и используют слэнг. Поэтому вновь пришлось ходить на курсы, а также осваивать язык через обучение навыкам вождения. Это для меня и оказалось полным погружением в языковую среду.

Наша героиня также не могла найти работу. Перспективы где-то устроиться без приличного знания языка были весьма туманны…

– К своей прежней специальности возвращаться не хотелось. Возникли мысли заняться творчеством. И тут меня осенило: ведь мое хобби может стать профессией!

Не долго думая, Эльмира поступила в колледж на фотокурсы, где занималась по два часа в неделю по вечерам. Но этого было мало – катастрофически не хватало знаний. В Великобритании индустрия фотографии очень сильно развита, и стандарты очень высоки. Эльмира чувствовала себя не в своей тарелке.

– Мне ничего не оставалось, как подать документы в Солсбери колледж на университетский курс в «Школу фотографии телевидения и фильма» от университета г. Бормоф. Прошла собеседование, поступила и только потом узнала, что приняли 25 человек из 300 желающих. Это же 12 человек на одно место! Словом, мне невероятно повезло. А уже спустя три года я стала бакалавром искусств.

Эльмира с мужем Крисом

Об учебе в знаменитом колледже Эльмира вспоминает с большим удовольствием, называя этот период в своей жизни одним из самых лучших.

– Здесь есть все, что нужно фотографу: студии, камеры, темные комнаты, студийный свет, компьютеры с последними версиями «Фотошопа» и т.д., – улыбается она. – А главное – отработанная система обучения, с которой раньше не сталкивалась. Я считала, что фотографы – снобы и думают только о себе. На самом деле преподаватели и ученики ведут себя на равных. Студентов обучали на примерах лучших мировых фотографов, и мы понимали, что нас воспринимают всерьез и ставят на один уровень с ними. Такой подход сломал психологический барьер и позволил думать, что не боги горшки обжигают…

Бывали и забавные случаи во время учебы. Одна из моих однокурсниц снимала финальное портфолио для колледжа. Нестабильность в своей жизни она решила передать с помощью… бананов. Фруктов было так много, что их шкурками мы устлали всю студию, где она снимала автопортрет. Этого «реквизита» хватило на всех ¬– ели все, кому не лень.

Помню свое задание для проекта «Совершенство». Надо было что-то сфотографировать и обязательно использовать «Фотошоп» для конечного изображения. Пришла в голову мысль, что человек совершенен сам по себе и «потеря головы – это большая потеря», согласно книге «Алиса в Зазеркалье». Поэтому я сняла своего облысевшего преподавателя, а затем – треснутое вареное яйцо, совместив его голову и яйцо в Фотошопе. Получилось достоверно. Настолько, что этот несчастный преподаватель потерял дар речи. Он был под таким впечатлением, что ему пришлось спросить мнение своих коллег. В итоге оценку поставил не самую лучшую, но очень хорошую.

«Оскары» в награду

Проучившись всего год, Эльмира Уоттс решила попытать счастье, отправив свои работы на конкурс в Британский институт профессиональной фотографии, и неожиданно для себя выиграла сразу три фотографических «оскара».

– Две мои работы претендовали на звания «Лучший авангардный портретный фотограф Соединенного Королевства 2004 года», «Лучший портретный фотограф Соединенного Королевства 2004 года» и «Лучший фотограф Соединенного Королевства 2004 года». И одна работа сумела завоевать их все. К конкурсу, который проводится раз в год, допускаются только квалифицированные фотографы, члены Британского Института Профессиональной Фотографии и Ассоциации Мастеров Фотографов.

По его итогам Эльмира стала лучшим британским профессиональным фотографом 2004 года. Не было ни одного человека, который бы удостаивался этого титула дважды.

Церемония награждения. Ковентри, 2004 год. Справа - муж, а также члены Ассоциации Фотографов

– Цветы, поздравления, улыбки близких людей, друзей и коллег, фанфары в мою честь – все было в этот день, – вспоминает Эльмира. – Я, счастливая, немного сметенная и еще не до конца осознающая, что меня назвали лучшей! А в руках – заветная статуэтка, изображающая фотографа! Ну а на снимке, который принес мне успех, – мой однокурсник Ли Тарка. Я как-то попросила его остаться после основной фотосессии, которую готовила для проекта.

Создать шедевр было нелегко. Эльмира надолго погрузилась в творчество, много часов проведя в запертой темной комнате, «колдуя» над снимками. Потребовалось немало мастерства и терпения.

Однокурсник Эльмиры Ли Тарка. 2004 год. Эльмира получила три "оскара" за эту работу

Второй дом

– Помню, как меня встретил Лондон. Город строгий и неприступный на первый взгляд, вдруг оказался демократичным в самом хорошем смысле этого слова. Англичане мне очень импонируют, в них чувствуется позитивное начало. Они хорошо воспитаны и законопослушны, ценят достижения предков и гордятся ими, не делая драмы из проблем. Скажут, что думают, уважают и свое мнение, и мнение собеседника. Могут поверить на слово и доверяют слову до тех пор, пока их не обманут.

Эльмира с супругом живут в двухэтажном доме с мансардой, построенном Крисом собственными руками. Любопытно, что статус английского жилища определяется не по метражу, а по… количеству спален. Даже если они небольшие. А у Уоттсов их шесть. Возле дома – большой участок земли с живописно заросшим садом. Средь бела дня там могут появиться олени, лисы, барсуки. Тут живут белки, Эльмира с мужем постоянно их подкармливают. Эти зверьки к ним привыкли, а вот кошку соседскую они боятся.

– В Великобритании у меня есть любимые места. Одно из них – Солсбери, – делится Эльмира. – Очень красивый город, в котором находится кафедральный собор с одним из самых высоких шпилей в Европе. Рядом с входом установлен огромный диск, высеченный из камня, возраст которому миллиард лет! В соборе также хранится один из четырех оригиналов «Великой Хартии Вольностей». Нравится Стоунхендж, что в тридцати минутах езды от нашего дома. Семья для меня многое значит. 14-летний сын Михаил учится в школе и пока не определился, чем будет заниматься потом. Правда, не думаю, что фотография – это его призвание. Каждому – свое. У Криса тоже есть дети от первого брака, они взрослые и живут отдельно. Все это время он поддерживал меня, без его помощи ничего бы не получилось.

У нас с супругом есть небольшая строительная компания, которая занимается ремонтом, перепланировкой и обслуживанием зданий и домов, а также восстановлением старинных коттеджей в соответствии с британскими стандартами. Но порой приходится браться за весьма необычные проекты.

Про Самару я не забываю. Ведь там у меня осталась семья, с которой я поддерживаю тесные отношения. Мы общаемся через Интернет или по телефону. Я понимаю, что этого не всегда достаточно, и как только появляется возможность, то сразу лечу в свой родной город.

Светлана Зацепина

Фото из личного архива Эльвиры Уоотс

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления