Недвижимость проблема «Очень страшно здесь оставаться»: как заводчане Самары выживают в аварийных домах. А новое жилье им предлагают на окраинах

«Очень страшно здесь оставаться»: как заводчане Самары выживают в аварийных домах. А новое жилье им предлагают на окраинах

Грустный репортаж из района старых двухэтажек

Много десятилетий назад это жилье было вполне достойным, но время сделало свое дело

Больше 70 лет назад в Самаре (тогда — Куйбышеве) стали появляться огромные кварталы, застроенные двухэтажными низкокачественными домами. Сейчас эти многочисленные постройки в большинстве своем запущены и вызывают чувства от депрессии до ужаса. Мы побывали в одном из таких кварталов и поговорили с людьми, которые там живут, об их проблемах и перспективах. Посмотрите наш видеосюжет.

Коммуналки — рабочим

Подобными полумертвыми кварталами «славятся» Промышленный и Кировский районы. Это объясняется исторически: эти районы бурно росли в середине прошлого века, когда здесь появились крупные промышленные предприятия. Для работников заводов нужно было строить жилье, причем быстро. Так и появились кварталы одинаковых бараков.

Очень часто подобные кварталы напоминают лабиринт

Мы посетили район возле Парка Металлургов и — как символично — Безымянского кладбища. Квартал расположен в границах улиц Черемшанской, Советской, Ставропольской и Пугачевской. Единственный тип застройки здесь — двухэтажки, построенные в первой половине 50-х годов прошлого века. Жилье здесь давали рабочим местных предприятий.

— У меня комната в коммуналке от завода — от РКЦ «Прогресс», муж получал. И сейчас у нас большинство жильцов на заводах работает: кто на авиационном заводе (сейчас это «Авиакор». — Прим. ред.), очень многие работают на металлургическом заводе, — рассказывает местная жительница.

У местных домов есть одно отличие от аналогичных кварталов на Безымянке или, например, вдоль проспекта Юных Пионеров — у каждого угла дома есть деревянный пристрой. Цветовая гамма разнообразием не блещет: мутно-желтый и грязно-зеленый.

Деревянные пристрои — отличительная черта этого района

Домов много, все они похожи друг на друга, поэтому квартал напоминает лабиринт, где легко заблудиться. Дворовая инфраструктура, если и была здесь лет 70 назад, сейчас удручает. Асфальтированных дорог по сути нет, детских площадок нет. Хотя бы клумбы красивые.

А еще есть кошки. Много кошек. Если вы когда-нибудь сюда попадете, морально готовьтесь к душераздирающему мяуканью.

Не так давно по соседству был знаменитый 66-й квартал, о котором мы тоже рассказывали. Сейчас в 66-м квартале снесли почти все дома. Но рядом осталось достаточно много таких же. Жилыми они не выглядят: все облезлые, местами в трещинах, с черными окнами. Даже в подъездах витает эта мертвая атмосфера города-призрака.

«В комнате дождь шел»

Тем не менее люди здесь живут. И не только пенсионеры, есть и молодые семьи с детьми.

Хотя последние, конечно, в меньшинстве. Но у каждого из местных жителей, с кем мы говорили, есть «веселая» история о причудах местного быта. Например, в доме № 63 в Ташкентском переулке над лестничной клеткой висит кусок потолка.

— Зимой у меня в комнате дождь шел. В итоге муж за свои деньги нанимал человека, чтобы нам почистили крышу от снега. Хотя за капремонт платим около 400 рублей, — рассказала местная жительница Лилия.

В другой квартире на втором этаже этого же дома потолки из-за протечек развалились вообще. А у самого выхода из дома есть, как это называют жильцы, сюрприз.

— Там нет пола. Подвал затопило, и из-за влаги все доски сгнили. Нам пришлось старые двери разбирать и вместо пола класть, — рассказывает жительница с первого этажа Людмила Суховарова.

В доме № 61а пол обвалился прямо в квартире на первом этаже, причем в санузле. Под землю ушел предмет первой необходимости — унитаз. По словам жителей дома, войти в подъезд было невозможно из-за запаха.

— Если бы наш район обслуживали по-другому, инфраструктура была бы нормальная. Но на нас крест поставили, — говорит житель дома Константин Вареник.

А вот в 61-м доме по Ташкентскому переулку в сравнении в 63-м еще комфортно: освещение в подъезде получше, запах сырости не так сильно бьет в нос. Правда в квартире на первом этаже, по словам жительницы Любови Поповой, внешняя стена держится на одних обоях.

— Всё старое, всё рушится и сыпется. Я просила УК хотя бы стену мне заштукатурить, а то я скоро сквозь нее смогу руку на улицу высунуть. Мне ответили, мол, какой смысл чинить — всё равно скоро сносить будут. И вокруг домов тоже ничего не делают, у нас даже дворников нет. Мы сами всё убираем здесь: и листву, и подметаем, и снег чистим, — говорит женщина.

«Права качать бесполезно»

Почти все дома в этом квартале действительно признаны аварийными и подлежащими расселению и сносу. Об этом свидетельствуют соответствующие плакаты на стенах. На них указан и срок расселения — конец августа 2025 года. Жителям надо как-то протянуть здесь еще больше года.

Некоторые дома уже частично расселили. В первую очередь переехали те граждане, в чьих квартирах произошли обрушения и прочие коллапсы. Многие квартиры в домах не приватизированы, до сих пор люди занимают их по договору социального найма. Это значит, что взамен изъятых жилплощадей граждане должны получать другие квартиры.

Но жилье людям предложили только в Волгаре, Амграде и Новой Самаре. А это, мягко говоря, не близко от насиженного места.

— У людей здесь дети в садики ходят, в школы. Ну вот как добираться? Вот нет машины — как добраться из Волгаря к семи утра сюда на завод? — возмущается Любовь Попова.

Любовь Попова до сих пор живет в коммунальной квартире

По словам женщины, многие граждане сопротивляются. Некоторые идут в суд.

— Тут бесполезно права качать. У нас знакомые три раза судились. Не хотели в Волгарь, но всё равно поехали, — рассказывает другая местная жительница.

Однако остальным пока не предлагают вообще ничего. И люди не могут понять, по какому принципу идет расселение: не весь дом целиком и сразу, а отдельные квартиры, хотя все примерно в одинаковых условиях.

— Дома и поджигают. У нас несколько домов выгорело, а в них люди были. Им приходилось из окон выпрыгивать. И очень страшно здесь оставаться, ожидая, что в любой момент могут поджечь, — говорит Людмила Суховарова.

Есть в квартале и полностью расселенные дома. Они стоят заброшенные и еще больше нагнетают депрессивную атмосферу.

Прекрасное далеко...

Разумеется, оставлять всё в таком виде навсегда никто не собираются. Например, 66-й квартал ждет так называемое комплексное развитие территории (КРТ). Суть этой процедуры в том, что мэрия формирует участок с ветхими или старыми домами и выставляет их на аукцион. Победивший на торгах застройщик должен расселить жителей и построить на этом месте новые жилые дома, социальную инфраструктуру. По предварительным подсчетам, освоение территории 66-го квартала займет около пяти лет.

Однако квартал, в котором побывали мы, пока что в программу КРТ не попал. Редакция 63.RU направила запрос в мэрию Самары, чтобы узнать его судьбу.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY17
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления