Авто Страсти по баррелю

Страсти по баррелю

У экспертов нет единого мнения о причинах кризиса на рынке нефтепродуктов. Вначале – немного статистики. По данным Росстата, средняя оптовая цена бензина марки Аи-93 в августе выросла на 13% относительно конца прошлого месяца. Мониторинг Русского топливно

" src=

У экспертов нет единого мнения о причинах кризиса на рынке нефтепродуктов.

Вначале – немного статистики.

По данным Росстата, средняя оптовая цена бензина марки Аи-93 в августе выросла на 13% относительно конца прошлого месяца. Мониторинг Русского топливного агентства (РТА), предоставленный Агентству нефтяной информации, не прибавляет оптимизма. В настоящее время средняя оптовая цена Аи-93 достигла 21,158 тысячи рублей за тонну, а значит, за неделю рост составил почти 2%.

Бензин А-76 за отчетный период подорожал на 10% – до 17,612 тысяч рублей за тонну, дизельное топливо – на 5%, до 16,639 тысяч рублей за тонну.

Мазут с начала августа вырос в цене на 14% – до 6,306 тысяч рублей за тонну.

По информации Федеральной службы государственной статистики РФ, потребительские цены на автомобильный бензин в России с начала 2006 года по 14 августа выросли в среднем на 7,0 %.

Возникают классические русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».

Всероссийский опрос ВЦИОМ показывает, что лишь 9% автовладельцев полагают, что цены на топливо определяются рынком, 29% винят в подорожании бензина крупные нефтяные компании. К компетенции правительства относят вопрос регулирования цены 41% автомобилистов. Это мнение не в последнюю очередь подкреплено и заявлениями наших законодателей. «Цены на бензин растут угрожающими темпами, поскольку власти не принимают никаких действенных мер, – считает председатель движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. – До сих пор нет рыночных методов регулирования этого рынка, не работает антимонопольная политика, а размер инвестиций в отрасль просто смешон».

Специалисты ФАС также отмечают негативное влияние сложившегося в стране территориального принципа развития рынка нефтепродуктов. По их мнению, он «фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу».

Почему же растут цены?

Резкое повышение стоимости сырой нефти для внутреннего рынка связано с очередным повышением экспортной таможенной пошлины. С 1 июня этого года пошлина на экспорт нефти составляла $199,8 за тонну, а с 1 августа 2006 года достигла нового рекорда – $216,4 за тонну. Соответствующее постановление 18 июля 2006 года подписал премьер-министр РФ Михаил Фрадков.

Для неосведомленных: пошлина на экспорт нефти из РФ пересматривается правительством раз в два месяца по формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. Средняя цена нефти Urals за период мониторинга в мае-июне равнялась $64,46064 за баррель, поэтому предельная ставка пошлины, рассчитанная по формуле, составляет $216,44074 за тонну.

«Если правительство не изменит своей политики по отношению к нефтяным компаниям, значительный рост цен в следующем году неизбежен», – предупреждал еще в декабре 2005 года руководитель Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) Сергей Оганесян. По его словам, высокий уровень налогообложения не позволяет компаниям вкладывать деньги в развитие нефтедобычи и нефтепереработки, поэтому они вынуждены изыскивать средства для своих проектов, в том числе и на рынке розничных продаж.

Вторая причина, из-за которой россияне вынуждены платить все более высокие цены за литр бензина на заправке – стабильно продолжающийся рост мировых цен на нефть. Цена российской нефти марки Urals с поставкой в порты Средиземноморья в начале августа составила около $72 за баррель, в порты Западной Европы – около $73 за баррель, марки Siberian Light – около 75$ за баррель.

«Если в течение полугода цена на нефть продержится на уровне $75 за баррель, то мировая экономика и экономика России могут исчерпать свои адаптационные ресурсы, и может случиться кризис. Тогда розничные цены на бензин подскочат до 20-22 рублей за литр», – сказал на пресс-конференции в Москве председатель Совета союза нефте-газопромышленников России Юрий Шафранник.

Между тем экспорт нефти и нефтепродуктов остается как одним из основных источников пополнения бюджета страны, так и одним из ключевых рыночных факторов, влияющих на ценообразование. Очень высокая эффективность поставок на внешний рынок стимулирует вывоз сырья и сокращает его предложение на внутреннем рынке.

В перспективе – только рост

Еще в прошлом году глава «Лукойла» Вагит Алекперов предупреждал, что рост цен на нефтепродукты в 2006 году в России составит около 11%. Но к его предупреждению никто не прислушался. Возможно, поэтому стоит задуматься над словами вице-президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши: «Розничные цены сейчас на уровне прошлогоднего пика, а оптовые уже на 500-600 рублей за тонну превышают тогдашний уровень и в ближайшее время должны вырасти еще на столько же. Поэтому подорожание бензина неизбежно, но оно составит не более 10% до конца года».

Суммируя сказанное, нынешний рост цен на бензин – процесс объективный.

Сегодня наши политики очень озабочены тем, что происходит с ростом цен на нефтепродукты. Чтобы снять эту озабоченность, нужно вернуться к вопросу об изменении системы налогообложения: именно то, что у нас сегодня имеет место привязка к мировым ценам на нефть налогов и экспортных пошлин, и провоцирует нефтяные компании на рост цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Динамика оптовых цен на нефтепродукты в мае-августе 2006 года
(руб./т)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления