Бизнес «Отовариваемся» в финансовом супермаркете

«Отовариваемся» в финансовом супермаркете

Принцип финансового супермаркета становится все более популярным у организаций, оказывающих финансовые услуги населению. Чаще всего по такой системе работают банки, которые активно развивают розничное направление. Физическое лицо здесь может получить комп

Принцип финансового супермаркета становится все более популярным у организаций, оказывающих финансовые услуги населению. Чаще всего по такой системе работают банки, которые активно развивают розничное направление. Физическое лицо здесь может получить комплекс услуг: положить на депозит деньги, получить потребительский или ипотечный кредит, застраховать имущество, здоровье, жизнь, оплатить коммунальные услуги, разместить свои средства на фондовом рынке, а также получить квалифицированную консультацию по любым финансовым вопросам.

Все, что нужно, в одном месте

Основные причины, побуждающие банки работать по принципу финансового супермаркета, – обострение конкуренции на рынке и снижение доходности по традиционным банковским операциям. В основе идеи финансового супермаркета лежит стремление снизить операционные расходы и повысить конкурентоспособность за счет более полного удовлетворения потребностей клиента. «Такой формат предоставления финансовых услуг популярен во всем мире – клиенту компании намного проще получить все интересующие его услуги в одном месте, чем подбирать несколько компаний. Россия, в общем-то, повторяет западные тренды, так что можно ожидать роста числа финансовых супермаркетов», предполагает портфельный менеджер инвестиционной компании «ФИНАМ» Николай Солабуто.

Основой принцип работы финсупермаркета – «Все, что нужно, в одном месте». Основной оператор (в нашем случае банк) предлагает в своей точке (кредитно-кассовом офисе или филиале) консультации, ведение счетов и так далее, а также услуги по другим направлениям – страховых, инвестиционных, лизинговых компаний. Цель одна – покупатель должен уйти довольным.

Помимо интересов клиента банк должен позаботиться и о своей выгоде. В этом случае она состоит, прежде всего, в расширении клиентской базы. По словам господина Солабуто, большое число различных финансовых услуг увеличивает потенциальное количество людей, которые могут захотеть ими воспользоваться. По сути, здесь повторяется логика потребительского рынка – поток покупателей в супермаркете больше, чем в узкоспециализированном магазине.

Набор финансовых услуг во многом зависит от покупательской группы. Если речь идет об ипотеке – один набор услуг. Если речь идет о размещении свободных средств – другой, например, вклады, пластиковые карты, услуги доверительного управления, брокера.

Лояльность клиентов не всегда приветствуется

Несмотря на очевидные преимущества для всех участников финансового супермаркета, развивается эта схема предоставления услуг медленно. Часто сами потребители финуслуг не готовы совершать покупки в одном и том же банке или каком-либо другом финансово-кредитном учреждении. И здесь банки пытаются решить проблему лояльности клиентов, которая сейчас все чаще возникает у банков и которую они далеко не всегда в состоянии решить. Особенно в тех случаях, если позиционируют себя как финансовые супермаркеты и не справляются с этой ролью.

По статистике, из 100% клиентов лояльными оказываются не более 20%, однако именно от работы с этими 20% банк получает главные свои прибыли (если речь идет о прибылях, полученных от работы с физическими лицами). Поясним: лояльными клиентами считают тех, кто совершает в банке, по крайней мере, вторичную покупку. Те же, кто приходит сюда, привлеченный яркой рекламой или обещанием низких ставок по кредитам, очень часто с такой же легкостью покидают банк. И следующие свои финансовые покупки осуществляют у его конкурента. Число таких мигрирующих клиентов достигает сейчас 80%. Рассчитывать потенциальные прибыли банков с учетом этого показателя очень сложно.

В такой ситуации создание финансового супермаркета – если не панацея от всех бед, то, по крайней мере, неплохой шанс удержать колеблющихся клиентов. Однако пока российским банкам сложно соответствовать заявленному принципу «одного окна».

Причин можно назвать несколько: здесь и слабая связь между различными подразделениями банка, и непрофессионализм персонала.

Первое приводит к результатам, которые выглядят довольно забавно, если забыть, что для банка они чреваты финансовыми потерями, а для клиента – напрасно потраченным временем и кучей негативных эмоций. Из-за отсутствия связей между подразделениями человек, уже имеющий вклад в данном банке, вынужден «с чистого листа» строить отношения с кредитным или инвестиционным подразделением. Хотя на тот момент информации о клиенте у банка уже достаточно.

Второй момент – непрофессионализм сотрудников во многом связан с издержками роста: крупным банкам, претендующим на роль финансовых супермаркетов, приходится нанимать огромный штат операционистов, первичных продавцов и так далее. Отбор при этом проводится далеко не всегда эффективно, зарплаты у сотрудников низшего звена невысокие, и поэтому ждать от них инициативы или вдумчивого подхода к делу можно, но рассчитывать на это не стоит. Вот и получается, что на клиента, который давно обслуживается в банке, в других подразделениях той же финансово-кредитной структуры смотрят, как на человека, обратившегося в банк за услугой в первый раз.

Еще одной причиной, сдерживающей развитие финансовых супермаркетов, является предубеждение, что финуслуги, оказываемые в финсупермаркете, уступают по качеству специализированным организациям. С этим мнением в корне не согласен наш эксперт. «Тесное взаимодействие участников супермаркета способно более полно удовлетворить потребности клиента и повысить качество обслуживания, – поясняет Николай Солабуто. – Крупные компании, действующие по принципу супермаркета, имеют достаточно ресурсов для создания инвестиционных продуктов самого высокого качества, реализуют принцип индивидуального подхода к клиентам. В этом плане они ничуть не уступают специализированным игрокам, выигрывая у них за счет более широкого ассортимента».

Самарские игроки

Самарская область пока не может похвастаться обилием финансовых супермаркетов. Но кое-какие шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в Самаре недавно открылся Ипотечный центр банка «Приоритет», который работает по принципу финансового супермаркета с ипотечными программами. Аналогичным образом работает финансовый супермаркет УРАЛСИБ: являясь финансовой корпорацией, эта структура в своем составе имеет и банк, и управляющую, страховую и лизинговую компании.

Некоторое время назад Внешторгбанк заявил о своем намерении предоставлять услуги по такому принципу. Поэтому не исключено, что в ближайшее время самарские клиенты этого банка смогут воспользоваться услугами в финсупермаркете. Также стоит отметить ипотечные центр Поволжского банка Сбербанка России.

Что же касается прогнозов по развитию этого института, то эксперты сходятся во мнении: такая модель приживется на отдельных направлениях банковского бизнеса, в первую очередь – в услугах для физических лиц. Можно предположить, что по этой схеме будет работать самый большой сегмент рынка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления