Город Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований: «Чем дольше затягивается кризис, тем меньше людей детально могут разобраться в ситуации и понять, что происходит»

Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований: «Чем дольше затягивается кризис, тем меньше людей детально могут разобраться в ситуации и понять, что происходит»

" src=

В марте 2009 года Фонд социальных исследований провел опрос жителей Самары «Межрегиональное исследование кризисного сознания, вторая волна». Выяснилось, что о в период с ноября 2008 года по март 2009 года отношение горожан к финансово-экономическому кризису несколько изменилось. Более того, среди жителей города стало меньше пессимистов, которые считают, что в ближайшее время их жизнь должна ухудшиться. О том, каких перспектив ожидают самарцы, и от кого ждать помощи, рассказал журналистам президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский.

Владимир Борисович, фонд в марте этого года проводил социсследования на тему, как изменилась жизнь граждан Самары после кризиса, и на какие перспективы они рассчитывают. Так кто же в первую очередь пострадал от кризиса?

– Изменения прежде всего коснулись рабочей части населения. Если говорить о достатке, то в первые месяцы кризиса – это осень 2008 года – ухудшение почувствовали те люди, чей достаток был достаточно низок и кто до этого еле-еле сводил концы с концами. Сейчас же мы наблюдаем другую картину. Существенно увеличилась доля граждан со средним и даже высоким уровнем достатка.

Если смотреть по категориям граждан – работающие и неработающие, кто пострадал больше всего и какие выводы можно делать?

– Существенно возрос уровень негативных оценок среди людей, занятых в частном секторе экономики и в предпринимательстве. Так, например, за прошедшие пять месяцев среди предпринимателей этот рост составил с 6% до 45%, то есть в среднем в восемь-десять раз, а среди наемных рабочих – в два раза. Но хуже всего себя чувствуют безработные, это около 80% тех людей, которые почувствовали ухудшения, это и понятно. Необходимо отметить, что меньше всего динамика ухудшения отразилась на пенсионерах и студентах. Это свидетельствует о том, что во-первых система государственного пенсионного обеспечения пока еще справляется с кризисными явлениями, а во-вторых, система перераспределения доходов внутри семьи по отношению к детям и пенсионерам также успешно действует в сегодняшних условиях.

Владимир Борисович, какие прогнозы можно сделать на будущее?

– Несмотря на то, что ухудшение почувствовали многие, и, в первую очередь, работающее население Самары, пессимизм среди горожан не увеличивается. Да, доля тех людей, которые ожидают ухудшение своего материального положения наоборот сократилась. Однако, необходимо отметить, что количество оптимистов также не увеличилось. Что интересно в такой ситуации, люди скептически относятся к тому, что в будущем произойдет улучшение в экономики страны в целом – таких больше половины. То есть люди считают, что ситуация еще ухудшится, но плохо будет не конкретно им, а другим группам населения – пенсионерам, безработным. Это и является фактором, который сдерживает любую критику в адрес социальной стратегии властей. Граждане занимают выжидательную позицию, нежели активные действия и всякого рода протесты.

С чем связываете то, что пессимизм не возрос за прошедшие несколько месяцев?

– Я думаю, что здесь очень много факторов, часть которых носит ментальный характер, а часть – материальный. Материальная составляющая, например, это то, что проценты по банковским вкладам, которые сделаны на территории области с сентября по март, возросли на 4% в рублевом эквиваленте. Получается, что несмотря на кризис народ все-таки откладывает деньги, значит, есть что сберегать. Конечно, это не сравнимо с тем же периодом, но годом раньше, – тогда вклады возросли на 13%. Но тем не менее сбережения увеличиваются. Вместе с тем сократилось потребление по сравнению с прошлым годом. Значит, население стремится те деньги, которые зарабатывает, – откладывать, а не тратить.

Соответственно, если в первые месяцы кризиса удар пришелся по крупным предприятиям, таким как АвтоВАЗ и строительным фирмам, то сейчас страдает розничная торговля. Но в целом все сектора экономики держатся на каком-то среднем уровне. В связи с этим нет глобального увольнения с предприятий и организаций людей. Все это позволяет людям сохранять определенную жизненную позицию и надеяться на лучшее – поэтому пессимизм и не растет.

Если представить гипотетически, что улучшение ситуации в ближайшее время не будет происходить, то сколько граждане Самары смогут продержаться на том уровне доходов и расходов, который существует для них сегодня?

– Практически каждый десятый житель Самары в таких условиях не продержится больше одного месяца. Еще 7% и 6% самарцев смогут продержаться не более трех месяцев и полугода соответственно. То есть каждый четвертый житель города на сегодняшний день обладает таким уровнем дохода, что если ситуация меняться не будет в ближайшие месяцы, люди вынуждены будут предпринимать какие-то меры более активно, чем это происходило до этого. Отмечу, что почти половина опрошенных нами граждан затруднилась ответить на этот вопрос.

Но это в большей степени относится к таким категориям, как пенсионеры и студенты, чья доходная часть формируется за счет сторонних источников, а не за счет собственных сил. Если посчитать некое среднее количество месяцев, которое все жители города готовы сохранять прежний уровень жизни, то это получается около десяти месяцев. Как вы понимаете, это примерно совпадает с прогнозами экономистов и политиков, которые говорят о том, что «дно» кризиса будет пройдено в этом году, а дальше будет подъем. В данной ситуации трудно утверждать, что первично, а что вторично. Прогнозы экономистов или личные ощущения граждан – одно на другое может влиять в одинаковой степени.

Какую стратегию поведения необходимо избрать в период кризиса?

– В основном доминируют две стратегии: резкое сокращение расходов и поиск дополнительных источников доходов. Это нормальный рациональный подход, который характерен для любого предприятия и частного лица, оказавшегося в подобной ситуации.

А если сравнивать кризисный период с ноября по март, то какое количество людей все также пытаются найти дополнительный источник доходов?

– Их доля существенно сократилась, примерно на четверть. Связано это прежде всего не с уменьшением желания людей искать, а с тем, что граждане объективно стали видеть меньше способов найти дополнительный заработок, и тем самым меньше возможностей сопротивляться кризису.

На каком месте находится Самара в ряде других городов по последствиям, которые вызваны кризисом?

– Самара в этом отношении находится внизу таблицы городов. Если по стране в среднем 23% населения ощутили задержки заработной платы, то в Самаре это 16%. Если сокращение заработной платы опять же по стране где-то в районе 26%, то в Самаре – 19%. Такая же ситуация складывается и по увольнениям граждан. Если по России этот процент достигает семи, то в Самаре он всего лишь равен трем. То есть Самара находится в более экономически выгодной ситуации. А работодатели всех форм собственности в наименьшей степени перекладывают бремя кризиса на плечи своих работников. Я думаю, происходит это из-за того, что Самара – довольно большой промышленный центр и у граждан есть больше вариантов заработать.

Владимир Борисович, а кто, по мнению общественности, виноват в произошедшем? Кого население склонно винить больше?

– Мнений на этот счет несколько. Но большая часть населения – 42% – считает, что виновата непродуманная политика руководства страны. Примечательно, что столько же граждан, считают, что с последствиями кризиса борется опять же руководство страны. Из этого можно сделать вывод о том, какое отношение формировалось у россиян по отношению к правительству уже на достаточно длительном отрезке времени: «Мол, вы там что-то напортачили, вы и разбирайтесь, а мы тут подождем, пока вы будете разбираться с этим кризисом». Такая позиция схожа с поведением взрослого ребенка по отношению к родителям.

Есть вероятность того, что самарцы примут участие в каких-либо акциях протеста?

– Вопрос этот задается давно и с завидной регулярностью, как в региональных масштабах, так и в масштабе страны. Надо отметить, что каждый четвертый самарец считает возможным для себя участие в подобных мероприятиях. Но действительно принимать участие в акциях протеста, это уже другой вопрос: потому что говорить и действовать это два разных дела. Поэтому на деле совсем небольшой процент населения города готов действительно предпринять какие-либо активные действия. К тому же, напомню, что уровень пессимистов не возрос, поэтому и вероятность протестов в Самаре очень низка.

А много ли людей действительно знают и разбираются в происходящей ситуации?

– Чем дольше затягивается кризис тем меньше людей детально могут разобраться в ситуации и понять, что происходит. Основная масса населения считает, что разбирается в ситуации в общих чертах – около 70%-80%.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления