Город Помадой по кризису

Помадой по кризису

Фото: Сергей Кокарев

В красоту продолжают вкладывать деньги. Нынешний экономический кризис постоянно сравнивают с Великой депрессией. Эксперты то и дело проводят параллели — мол, и это уже было, и такой эффект в Америке наблюдался... Недавно вот повсюду раструбили о феномене под интригующим названием «фактор губной помады». Оказывается, сейчас, как и в 30-е годы прошлого века в США, женщины, несмотря на падение доходов, покупают больше косметики. Американки сметали с прилавков помаду и пудру, чтобы на собеседованиях при приеме на работу выглядеть лучше, чем другие претендентки. Почему растет, и растет ли потребление косметики в Самарской области?

Фото: Сергей Кокарев

В красоту продолжают вкладывать деньги. Нынешний экономический кризис постоянно сравнивают с Великой депрессией. Эксперты то и дело проводят параллели — мол, и это уже было, и такой эффект в Америке наблюдался... Недавно вот повсюду раструбили о феномене под интригующим названием «фактор губной помады». Оказывается, сейчас, как и в 30-е годы прошлого века в США, женщины, несмотря на падение доходов, покупают больше косметики. Американки сметали с прилавков помаду и пудру, чтобы на собеседованиях при приеме на работу выглядеть лучше, чем другие претендентки. Почему растет, и растет ли потребление косметики в Самарской области?

Десятая процента

Начну с себя. В этом году я купила четыре тюбика губной помады. Последний раз подобный всплеск покупательской активности в моей жизни наблюдался 10 лет назад, когда ощущались последствия кризиса 1998 года. Между «пиковыми» годами желания приобрести «губнушку» у меня не возникало. Казалось бы, на этом простом примере прослеживается определенная зависимость между явлениями: тяжелая экономическая ситуация — потребление косметики растет. Но — декоративной косметикой я практически не пользуюсь. А значит, это что-то из области не экономики, а психологии.

Впрочем, статистические данные вроде бы подтверждают, что женщины, которые активно пользуются косметикой, действительно стали покупать ее больше. Цифры продаж известных косметических фирм говорят о том, что потребительницы если на чем и экономят, то не на их продукции. Так, в первой половине нынешнего года L'Oreal увеличил продажи декоративной косметики по всему миру на 5,3%.

По данным Росстата, объем продаж парфюмерных и косметических товаров в стране за первые шесть месяцев нынешнего года вырос к уровню первого полугодия 2008 года на целых 0,1%. У некоторых ритейлеров также отмечается рост продаж косметики. Например, компания «Алькор и Ко», управляющая сетью магазинов «Л'Этуаль», за девять месяцев 2009 года увеличила чистую прибыль на 22%. А выручка компании за то же время повысилась на 16%.

То ли рост, то ли нет

Впрочем, эксперты рынка предупреждают, что не нужно однозначно верить этим цифрам. С одной стороны, увеличение продаж происходит в основном за счет роста цен. То есть по деньгам выходит рост, а в штуках (тюбиках и флаконах) — падение. С другой стороны, некоторые производители начинают выпускать увеличенные по размеру упаковки, и часть покупателей переключилась на них.

Кроме того, женщины переходят на более дешевую декоративную косметику и средства по уходу. «Продажи не то чтобы растут, но и не падают. Просто покупатели переходят на масс-маркет», - заявили корреспонденту «ВК» в одном из самарских магазинов «Рив Гош».

Однозначного ответа, что жительницы Самарской области действительно стали больше покупать косметики, мы не получили. Например, в самарском магазине «Иль де Ботэ», по словам директора Виктории Каплиевой, с апреля (то есть с момента открытия) до декабря ежемесячный прирост составляет 12-15%. Во многом хорошие показатели связаны с тем, что это новый магазин. Также увеличился размер среднего чека покупки — в 1,5 раза. «В других сетях, насколько я знаю, ситуация не настолько радужная», - отметила г-жа Каплиева. Несмотря на то, что у «Л'Этуаль» официально зафиксирован рост прибыли, в самарской сети одноименных магазинов нам факт увеличения не подтвердили, но и не опровергли. В самарском магазине сети «Золотое Яблоко» информацию получить не удалось — здесь все силы уходят на организацию предновогодних акций.

Вообще, эксперты склоняются к тому, что косметику станут больше покупать именно в декабре, перед праздниками. Ведь подарки даже в кризис не отменяются. Так, в «Иль де Ботэ» ожидают роста продаж — даже парфюмерии, которую действительно в кризис стали покупать меньше.

Не помадой единой

К слову, многие предпочитают приобретать косметику в гипермаркетах, одновременно набирая продукты и товары для дома. «Парфюмерия и косметика в наших сетях относятся к сопутствующим товарам, и их доля в общем товарообороте не превышает 3%. Если сравнивать годовые показатели, то можно сказать, что объемы продаж парфюмерии и косметики в наших дискаунтерах, супермаркетах и гипермаркетах увеличились в среднем на 20%», - сообщил «ВК» директор Средне-Волжского филиала X5 Retail Group Владимир Рыжков, уточнив, что рост продаж связан с увеличением количества открытых магазинов.

«Несмотря на кризис, люди продолжают следить за собой, но произошла потребительская переориентация. Покупатели, которые ранее приобретали товары премиум-сегмента, переориентировались на сегменты среднего и низкого ценового уровня. Те, кто ранее пользовался товарами зарубежных брендов, сейчас все больше покупают продукцию отечественных производителей», - пояснил Владимир Рыжков.

Эксперты уверены, что это тенденция. «В текущих условиях спрос в значительной степени смещается в пользу низких и средних ценовых сегментов. Т.е. наибольшее давление испытывает сегмент премиальной продукции. Естественно, это оказывает негативное влияние на объемы выручки и рентабельность операторов этого рынка», - полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. А вот в «Иль де Ботэ», наоборот, растут продажи косметики класса «люкс». Впрочем, это связано с тем, что сеть ориентирована прежде всего на этот сегмент, масс-маркет составляет небольшую часть ассортимента магазина. «Интересно, что, несмотря на кризис, наши покупательницы продолжают активно приобретать средства ухода, - подчеркнула Виктория Каплиева. - Это инвестиции в собственную внешность. Чем безрадостнее ситуация, тем лучше хочется выглядеть. И одной помадой тут не обойдешься».

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- Российский рынок косметики и парфюмерии, безусловно, испытывает неблагоприятное влияние кризиса. Но в целом ситуация здесь остается сравнительно стабильной. В силу своей специфики (относительно невысокого уровня эластичности спроса) данный рынок не сильно подвержен негативным процессам. Мы полагаем, что по итогам года ситуация кардинально не изменится. Скорее всего, стоит ожидать либо нулевых темпов роста, либо незначительного сокращения рынка. Темпы дальнейшего роста рынка в среднесрочной перспективе нескольких лет, естественно, будут существенно скорректированы, и возвращение к докризисным уровням в 15% годовых в сопоставимых ценах если и будет возможным, то только после общего восстановления экономики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления