RU63
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Самаре

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

зап.

755мм 53%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,05
EUR 98,64
Город Мифы и реальность новых образовательных стандартов

Мифы и реальность новых образовательных стандартов

Фото: Юлия Рубцова

Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в начальной школе будет введен с 1 сентября 2011 года по всей России. В 22 губернских школах уже сейчас проводится апробация новых требований к образовательно-воспитательному процессу. Тем не менее у родителей остается масса вопросов: станет ли школьное образование платным и в чем отличие ФГОС от прежних стандартов? И особенно их волнует новый стандарт для старшей школы.

Безболезненный переход

Переход на новые образовательные стандарты будет проходить поэтапно. С 1 сентября 2015 года на них перейдут пятиклассники. Для ступени среднего полного образования они станут обязательными с 1 сентября 2020 года, именно тогда их введут для десятиклассников. Впрочем, по мере готовности школ ФГОС в них может быть введен и раньше. При этом для школьников переход не должен быть болезненным. Ведь десятиклассники 2020 года - это первоклашки 2011-2012 учебного года, и все 9 лет они проучатся по новым стандартам.

Федеральный государственный образовательный стандарт принципиально отличается от предыдущих, которые были прежде всего стандартами содержания учебы. ФГОС предназначен нормировать все стороны работы школы, сформировать уклад учебного заведения. Он включает в себя три системы требований — к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам освоения.

Плюсы и минусы

Недавно в Самарском центре развития образования на научно-практической конференции подвели предварительные результаты эксперимента введения ФГОС начального общего образования в Самарской области в первом полугодии. Уже можно говорить о том, что появились примерные модели по общеобразовательным программам, которые должна на основе стандартов в новом учебном году разработать каждая школа. Накапливается и опыт по организации внеурочной деятельности. Экспериментом было учтено все разнообразие образовательных учреждений - от гимназий и лицеев до малокомплектных школ, где есть своя специфика. Готовится к изданию несколько пособий.

Конечно, апробация в разных школах идет по-своему. Если с индивидуальными общеобразовательными программами особых проблем нет, то с организацией внеурочной деятельности, которая должна стать продолжением образовательной, возникают вопросы.

К примеру, в малокомплектных школах не много возможностей для социокультурного развития детей. В лучшем случае есть небольшая библиотека. В городских школах, которые занимаются в две смены, не хватает помещений для внеурочной работы.

«Сначала мы разрабатывали программы, - говорит учитель начальных классов самарской школы №16 Елена Албатырева, - добавляли к типовым специфику нашего учебного заведения - здоровьесберегающие технологии и самароведение, а потом приступали к обучению. Особых изменений в учебном процессе нет. Но на первый план выходят не сами предметы, а личность ребенка. И мне сегодня приходится не столько наполнять детей знаниями, сколько организовать их деятельность на уроке с уже обозначенными стандартом целями, когда вместе с набором знаний к ним приходит умение учиться их приобретать».

Стандартные пробелы

Главный принцип нового стандарта — это возможность выбора учащимися, какие предметы они будут в обязательном порядке изучать на минимальном или интегрированном уровне, а какие более углубленно и основательно. Впрочем, это в большей мере касается все же старшеклассников. Первый проект стандарта для них появился еще в ноябре и был выставлен на общественное обсуждение, вызвав волну протеста. В итоге премьер-министр РФ Владимир Путин был вынужден отправить его на доработку. Новая редакция появилась на сайте министерства образования на прошлой неделе. Однако и в нем сохранились серьезные противоречия.

ФГОС предусматривает введение пяти предметных областей: русская словесность, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки. В выборе образовательной траектории активное участие принимают сами учащиеся, родители и учителя. В основной школе, то есть в средних классах, 70% времени обучения отдается обязательным предметам, 30% - на дисциплины, выбранные учениками. В старших классах на такие предметы отведено уже 60% от общей школьной нагрузки. Но это не означает, что они могут пропускать занятия. Обязательную программу школьного обучения никто не отменял. Просто выбор предметов, в том числе профильных, у школьников станет больше.

Бесплатное образование

Готовность школ к введению нового стандарта означает в первую очередь готовность материально-технической базы, кадровое и учебно-методическое обеспечение. И здесь все не так просто.

Как говорит заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Классен, по ряду предметных областей еще нет учебников: «Большая дискуссия идет по проекту стандарта для старшей школы. Ходят всякие слухи, что три общих для всех предмета — ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» - бесплатные, а за остальные, выбранные из пяти предметных областей, нужно будет платить. Это, конечно, не соответствует действительности».

По словам замминистра, сегодня есть уверенность в том, что с принятием ФЗ «Об образовании в РФ» и введением ФГОС объем учебной нагрузки на одного ученика, которая будет финансироваться из госбюджета, увеличится. Более того, появляется возможность перевести нынешние платные услуги в учебный план и сделать их бесплатными. Три-четыре предмета будут изучаться на профильном, углубленном уровне, другие три или четыре - на базовом или интегрированном. Кстати, в разной степени школы, где уже внедрено профильное обучение, а таких у нас немало, практически уже работают по новым стандартам.

Внеурочная занятость детей, которая формируется с учетом пожеланий учащихся и родителей (экскурсии, кружки, поисковые и научные исследования, тематические лагеря и смены, общественно-полезные практики и т.д.), также будет осуществляться за счет бюджетных средств и занимать не менее 10 часов в неделю.

Как говорит Ирина Логвинова, заместитель директора института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, взбудоражил людей не сам ФГОС, а мифы и слухи, которые вокруг него распространяются: «Они напуганы тем, что школьное образование будет платным. Но этого не произойдет, в документе на этот счет нет ни одного слова. Напротив, такого системного подхода к развитию образования в интересах детей, общества и государства еще не было».

Но элементарная логика подсказывает, что если в школе при поддержке родителей захотят заниматься, к примеру, дайвингом и прочей экзотикой, государство на это тратить деньги не будет. Это уже платная услуга в отличие от общеобразовательных программ, которые станут разрабатываться в соответствии со стандартами нового поколения.

Предметный минимум

Сейчас полное среднее образование в старшей школе — это 18 предметов, которые учащиеся в обязательном порядке должны изучить. Авторы нового стандарта предложили выделить 9-10 обязательных дисциплин. Шесть или семь выбираются учениками из предметных областей в обязательном порядке. Не менее трех изучаются на профильном уровне. Тем самым определятся образовательная траектория школьника, где учитель выступает не «говорящей головой», а скорее в качестве советника и эксперта.

Кроме того у старшеклассников появляется возможность дополнительного выбора предметов, таких, как астрономия, технология, хореография и т.д.

Впрочем, прямого ответа на вопрос «какие предметы будут обязательными» в новом проекте нет. Весь он какой-то размытый, неопределенный. Непонятно, войдут ли в перечень обязательных русский язык и математика. Стойко авторы отстаивают только три предмета, которые называют то общими для всех, то обязательными: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире».

Видимо, поэтому министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал депутатам и общественности, что обязательными для старших классов станет изучение 10 дисциплин. За самими же учащимися выбор уровня обучения конкретным предметам — интегрированный, базовый, профильный.

А главный разработчик ФГОС академик Александр Кондаков заявил, что будет просить продлить время обсуждения проекта еще минимум на два месяца. Но и этот срок может измениться.

Но есть в новом федеральном стандарте главное, что в нем привлекает — это попытка приблизить школьное образование к стремительно растущему современному информационному потоку.

По мнению многих специалистов, концепция ФГОС - удачная. Нужно только с деталями окончательно разобраться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления