Город Проблемная коммунальная отрасль

Проблемная коммунальная отрасль

Фото: Игорь Казановский

Ежедневно в Самаре в среднем происходит шесть коммунальных аварий. По мнению экспертов, это случается, главным образом, по причине катастрофической изношенности основных фондов ЖКХ. Но существует и ряд других проблем - от несовершенства законодательной базы до устаревших подходов, применяемых сегодня в управлении коммунальным хозяйством. Каким образом можно решить комплекс накопившихся проблем, эксперты в сфере ЖКХ обсудили на заседании дискуссионного клуба, состоявшегося в Самаре.

Критический износ

Коммунальное хозяйство остается болевой точкой для всей инфраструктуры страны. И Самара здесь не исключение. Каждый день в городе в среднем случается по шесть коммунальных аварий. Такую статистику привел директор МП «Самараводоканал» Дмитрий Астраханцев на заседании дискуссионного клуба, посвященного проблемам в сфере ЖКХ.

В целом круг проблем, актуальных для коммунальной сферы, очень широк. Главная, по мнению Астраханцева, состоит в изношенности основных фондов. К примеру, для самарского водопроводного хозяйства этот показатель достигает 75%. И эта цифра выше, чем в среднем по стране. Статистика по количеству аварий тоже неутешительная. Так, если десять лет назад на водопроводных сетях МП «Самараводоканал» за год выходило немногим более тысячи повреждений, то в 2010 году их было зафиксировано уже 2061.

«Понятно, что на сегодня ни один тариф, ни один бюджет не потянет тех денег, которые требует коммуналка», - отметил Астраханцев. Но и привлечение средств в отрасль невозможно без четкого законодательного регулирования и выстраивания новой системы отношений между коммунальщиками, властью, бизнесом и населением.

Вопросы к закону

Эксперты дискуссионного клуба сошлись во мнении о несовершенстве законодательства, регулирующего правоотношения в сфере ЖКХ. Директор ЗАО «ПТС», депутат Самарской городской думы Сергей Алехин привел в качестве примера ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий обязательную установку приборов учета коммунальных услуг. «Разве это модернизация? Установка счетчиков не отразилась на качестве услуг, - заявил он. - Государственная политика должна формироваться, исходя в том числе из технических решений. Тогда будет понятно, к примеру, что на жилые дома нужно ставить системы отопления, утепления и энергосбережения, тогда и будет экономический эффект».

Дмитрий Астраханцев согласился с директором ЗАО «ПТС» и выразил опасения по поводу нового, еще только разрабатываемого закона о водоснабжении и канализовании. «Проект вызывает много споров, - сказал он, - и я не исключаю, что он будет таким же «сырым», как и закон по теплоснабжению, в котором, к примеру, прописана ситуация по долгосрочному проектному регулированию, но отправная тарифная точка не обозначена».

«Последний гвоздь в крышку гроба забивает новый законопроект по оказанию коммунальных услуг, - отметил Сергей Алехин. - Например, если раньше мы оказывали услугу, то теперь нашу деятельность сводят к купле-продаже. Если раньше тепловые сети отвечали за температуру в квартире, то теперь мы просто отвечаем за поставку объемов».

Кроме того, эксперты акцентировали внимание на том, что вся коммунальная система продолжает ориентироваться на нормы, выработанные десятилетия назад. В частности, Сергей Алехин констатировал, что в послевоенные годы, когда сети только-только строились, не было задачи создать технически современную, экономичную и регулируемую систему. А сегодня получается, что население, несмотря на рыночную систему отношений, продолжает жить в СССР, а поставщики - в капиталистическом обществе.

Астраханцев согласился с Алехиным и заявил, что ведущаяся сегодня модернизация ЖКХ - это зачастую попытка «на классику наложить современные технологии». В качестве примера он привел затраты, которые идут на ремонт и модернизацию сетей водопроводного хозяйства (только 15% тарифа), все остальное - на операционную деятельность.

Условия для инвестиций

Эксперты, принявшие участие в обсуждении, сошлись во мнении, что подход к системе коммунальных отношений необходимо менять. А без привлечения частных инвестиций ситуацию в ЖКХ переломить практически невозможно.

Необходимость привлечения инвесторов обусловлена еще и тем, что форма государственно-частного партнерства в ЖКХ провозглашена приоритетной. Об этом еще раз заявил председатель правительства РФ Владимир Путин 24 мая на расширенном заседании президиума совета при президенте по развитию МСУ. «Главными источниками модернизации ЖКХ должны стать частные инвестиции», - подчеркнул премьер-министр.

Генеральный директор ИК «Восток-Инвест» Владислав Зотов отметил три критерия, по которым сегодня оцениваются перспективы инвестирования: доходность, возвратность и риски. При этом актуальна проблема отсутствия инвестиционных проектов и долгосрочной программы тарифообразования, что сдерживает приход частных компаний, готовых вложить деньги в коммунальное хозяйство.

Заместитель председателя Самарской гильдии финансистов, руководитель управления финансового контроля департамента финансов администрации Самары Дмитрий Яковенко привел пример европейского опыта, где распространена система концессий. «Инвестору дают возможность развивать полученный в концессию объект и устанавливают срок, в течение которого он может его эксплуатировать и собирать за это плату», - пояснил он.

Эксперты также пришли к выводу, что без привлечения бизнеса сегодня невозможно даже получить государственные субсидии. «Во всех государственных целевых программах, например в программе «Чистая вода», указано, что получить федеральное финансирование можно только путем государственно-частного партнерства, - заявил Дмитрий Астраханцев. - Нам нужно найти партнера, который привлечет инвестиции в сферу ЖКХ».

Валерий Парфенов, член Совета Федерации от Самарской губернской думы:

- Коммунальное законодательство не стоит на месте. Приняты дополнения в ФЗ №185, в Жилищный кодекс, готовится закон о капремонте. Проекты законов дают простор для юридического обоснования направлений, которые бы позволили привести коммунальную отрасль в нормальное положение. Что касается закона об энергосбережении, то в любой отрасли нужно учитывать израсходованные ресурсы. Сегодня в большинстве домов при начислении платы за коммунальные услуги действуют нормативы, а они завышены, и надо находить возможность их снижать. Нужны возможности для прихода инвесторов, но сегодня их практически не существует. Поскольку инвестор придет только тогда, когда будет понимать, как сможет вернуть вложенные деньги и как он может заработать в этой сфере.

Дмитрий Астраханцев, директор МП «Самараводоканал»:

- Говоря о необходимости модернизации ЖКХ, нужно понимать, что мы получим: комплекс, который позволит экономить, или деньги на латание дыр. Следом возникнет вопрос тарифообразования, которое должно быть долгосрочным. Сейчас принимаются законы, где прописано долгосрочное проектное регулирование. Но какова его отправная точка, от какого тарифа? Инвестор должен четко понимать, во что он вкладывает деньги, а также то, что он защищен государственно-частным партнерством. На сегодня ни один тариф, ни один бюджет не потянет денег, которые требует коммуналка. В Самаре только для того, чтобы восстановить изношенную водопроводную сеть, нужно 20 млрд рублей.

Aвтор: Дарья Малеева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления