Город Равиль Ахметов, генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс»: «У российских ракетостроителей появились достойные конкуренты»

Равиль Ахметов, генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс»: «У российских ракетостроителей появились достойные конкуренты»

" src=

На днях экипаж МКС с орбиты поблагодарил самарское ЦСКБ «Прогресс» за легкость полета и надежность ракеты «Союз». «Этап выведения «Союза» в космос – это просто сказка!» – сошлись во мнении российские космонавты и американские астронавты. Однако не секрет, что «Союз» – разработка давняя, еще времен великого Королева. Как скоро на смену «Союзам» придет новое поколение ракет? Когда будут осуществлены первые запуски с космодрома Куру? И сохраняют ли российские ракетостроители ведущие позиции? На эти и многие другие вопросы 63.ru ответил первый заместитель генерального директора, генеральный конструктор ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Равиль Ахметов.

– Равиль Нургалиевич, расскажите, над какими разработками сейчас ведется работа на предприятии? Какие направления являются приоритетными?

– По сути, приоритетными являются все направления без исключения. Но если все же расставить акценты – то работа по заказам министерства обороны и Роскосмоса. Это прежде всего работы, связанные с пилотируемой космонавтикой, пусками на международную космическую станцию (МКС). Не секрет, что МКС в основном обслуживается ракетами нашего предприятия, «Союзом – ФГ» и «Союзом – У». И основная задача – это доставлять космонавтов и грузы на МКС. Мы ежегодно, в рамках программы, должны обеспечивать шесть пусков ракет-носителей. С 2010 года это количество может быть увеличено, так как программа по запуску американских шаттлов заканчивается.

Традиционно «ЦСКБ – Прогресс» занимается разработкой и изготовлением космических аппаратов «Фотон» и «Бион», кроме этого существует новый проект – по разработке аппарата ОКА-Т. Это довольно интересная программа...

– Что она из себя представляет?

– Если говорить вкратце, то ОКА-Т – это отдельный космический аппарат, летающий на орбите. В определенный период времени он самостоятельно осуществляет стыковку с МКС. Затем в модуль заходят космонавты, берут необходимое оборудование, закладывают новые образцы, проводят эксперименты. Далее аппарат отстыковывается от станции, а в специальных капсулах на Землю сбрасываются результаты экспериментов. Но пока что данное направление слабо финансируется, так что это перспектива на будущее.

– А по линии министерства обороны много поступает заказов?

– Заказов хватает. Это и аппараты наблюдения, и аппараты картографии, и многие другие. Хочу сказать, что есть довольно интересные и перспективные программы, которые позволят совершить принципиальный прорыв вперед в отрасли.

– Равиль Нургалиевич, но это заказы «оборонки» и Роскосмоса... А помимо государства есть ли частные инвесторы, интересующиеся работой предприятия?

– Практически нет. Связано это прежде всего с тем, что частный инвестор старается обращать внимание прежде всего на те отрасли, где можно быстро получить финансовую отдачу, деньги. В сферу высоких технологий, а тем более в космическую отрасль, частные инвесторы сейчас не идут – знают, что здесь быстрой отдачи нет. Вообще космонавтика – это убыточная отрасль, точно так же как, к примеру, образование или медицина. Да, в конечном итоге все вложенные деньги возвращаются – через электронику, материалы, химию, лекарства. Но говорить инвесторам: «Вот мы вложили рубль и получили пять» –нельзя, ну нет такого. Поэтому они не горят желанием вкладывать свои деньги в космонавтику. А отдельные государства или крупные иностранные фирмы, корпорации также работают скорее на развитие, на перспективу. А не для того, чтобы как можно скорее заработать. Возить за деньги в космос туристов – вот, по сути, единственная возможность заработать...

– Но летают космические туристы пока на наших, самарских «Союзах»... А вот широко разрекламированная на Западе ракета-носитель «Союз-СТ». В чем ее принципиальное отличие от «Союз-2»?

– «Союз-СТ» не отличается от «Союза-2» коренным образом. Разница лишь в том, что данная модификация была разработана для иностранного заказчика, который предъявил определенные требования к ракете-носителю. В частности, заказчик попросил нас модернизировать этот носитель с точки зрения безопасности использования ракеты. На Западе принято так: когда стартует ракета, служба безопасности наблюдает за ее полетом. И в случае, если ракета изменила угол полета и вышла за пределы определенного коридора, то офицер безопасности нажимает кнопку, происходит подрыв ракеты. Это сделано из соображений безопасности, чтобы ракета случайно не упала на какой-нибудь объект. Для этого на ней размещают специальные взрывные устройства, локатор, прибор для приема команды с Земли и так далее. Что касается России, то традиционно, еще со времен СССР, у нас работает другая система. Русская ракета сама в состоянии определить, когда она отклоняется от курса и когда ей следует самоликвидироваться. Ставка на эту систему была оправдана – это доказали десятилетия нашей работы. Однако иностранные коллеги попросили нас изменить систему. И хотя мы долго с ними спорили, все-таки пришлось уступить. Сама ракета «Союз-СТ» принципиально отличается лишь этим от «Союз-2». Остальные изменения «Союза-СТ» от «Союза-2» – незначительные.

– Но как скоро на смену «Союзам» придет новая ракета-носитель? Говорят, «Союзы» вскоре заменит принципиально новая разработка – ракета «Русь».

– «Русь» – понятие обширное. К слову, «Союз-2» тоже раньше по бумагам носил название «Опытная конструкторская работа "Русь"». Что касается следующего поколения ракет, которые будут отличаться от «Союза-2», то здесь проблема следующая. Как известно, Россия собирается строить новый космодром в Амурской области. Но для этого космодрома необходимо разрабатывать новую ракету. Поэтому эта ракета вполне может иметь название «Русь». И я очень надеюсь, что данный аппарат станет следующим этапом развития ракетостроения в стране. Естественно, что в работе над ракетой наше предприятие принимает активное участие. Ведь только два предприятия в стране могут делать ракету-носитель в полном объеме, и «ЦСКБ-Прогресс» одно из них. Будет обязательно объявлен конкурс на работу по изготовлению ракеты-носителя для нового космодрома. Конкурс должен пройти в этом году. И мы обязательно примем в нем участие.

– Равиль Нургалиевич, но не растеряла ли страна тот внушительный задел в отрасли, накопленный еще при Советском Союзе? Какими качествами русских ракет можно гордиться?

– Если говорить о современных «Союзах», то в первую очередь – высокой надежностью. Это главный критерий в ракетостроении и космонавтике. 12 октября текущего года мы произвели запуск пилотируемого аппарата с тремя космонавтами на борту. И это был 1736 пуск ракеты типа Р-7, ту, которую еще начинал разрабатывать Сергей Королев. Должен вам сказать, что в мире нигде больше таких цифр нет, ракета доказала свою надежность. Второй показатель – это стоимость ракеты. Запуск наших ракет, а также их себестоимость, обходится дешевле, чем зарубежных аналогов. Тоже самое можно сказать о ракете «Протон», которая отвечает тем же параметрам как в плане надежности, так и в плане стоимости. Благодаря этому мы пока еще сохраняем лидирующие позиции по количеству запусков в мире.

– Тем не менее сейчас появились достойный конкуренты?

– Да. Уже вплотную к нам подбираются индийцы. У них ракеты также отвечают необходимым требованиям надежности, и в то же время они дешевые. К тому же на сегодняшний день индийцы активно демпингуют, хотят «оттянуть» рынок запуска в свою пользу. Совсем близко подбираются китайцы, которые вначале испытывали сложности с запусками. Но сегодня они активно наверстывают упущенное. Поэтому нам никак нельзя терять ни одну из тех позиций, о которых я упомянул. Пока нашей стране удается сохранить этот баланс – высокой надежности и сравнительно низкой цены. В связи с этим на Западе наши ракеты пользуются большим спросом, больше половины мировых запусков ракет приходится на русские ракеты.

– И поэтому, как и в любой другой отрасли, вам нужны ноу-хау и оригинальные решения. Расскажите, как ведется подготовительная работа по запуску ракет с космодрома Куру?

– Летом во французскую Гвиану был отправлен первый корабль с оборудованием. Сейчас продолжается монтаж на самом космодроме. Практически все необходимые стартовые сооружения – стартовая площадка, испытательный, а также заправочный корпуса готовы. В 2009 году мы должны запустить первую ракету. Напомню, космодром находится в Южной Америке во французской Гвиане, чуть ниже экватора. Это французский космодром, который существует уже давно. Именно с Куру осуществляются запуски ракет типа «Ариан». И вот теперь мы совместно с ними строим там еще одну стартовую площадку для запуска «Союзов». Преимущество этого космодрома в том, что он располагается вблизи экватора. Это позволяет «вывезти» в космос дополнительный полезный груз порядка тонны. Поэтому все страны стараются делать космодромы как можно ближе к экватору.

– «ЦСКБ-Прогресс» раньше носил название «Авиационный завод №1». Сохранилась ли преемственность, есть ли авиационные разработки?

– Преемственность сохранилась. Сейчас предприятию 114 лет, а ЦСКБ как конструкторскому бюро в следующем году исполняется 50 лет. А ведь начиналось все с московского велосипедного завода. После чего на нем стали собирать мотоциклы и автомобили, позднее начали изготовлять аэропланы. Во время войны первый московский завод был эвакуирован в Самару, где на одной площадке вместе с ним был расположен воронежский авиационный завод №18. Собирали штурмовики Ил-2, другую авиационную технику. Позже, в 50-е годы, было решено производить ракеты. Но сегодня руководство нашего завода понимает, что акцент лишь на одно ракетостроение делать не стоит. И сейчас совместно с фирмой «Техноавиа» мы разрабатываем самолет «Рысачок».

– Что он из себя представляет?

– По сути, самолет является современным аналогом всем известного восьмиместного биплана АН-2.

– Но есть ли необходимость в производстве такого аппарата, ведь техника ушла далеко вперед?

– На нем можно обучать молодых пилотов, окончивших летное училище. Дело в том, что раньше в процессе обучения молодежи был четкий переход. Курсант оканчивал училище гражданской авиации, не менее трех лет летал на самолете АН-2. Потом его переучивали и сажали на Ту-134, затем – на Ту-154. То есть была определенная цепочка, человек рос как пилот. Летать на Ту-154 считалось высшим классом, поэтому и сажали туда людей с большим опытом. А что сегодня? Молодежь выходит после училища, а летать не на чем... Их и сажают за штурвал Ту-154, а бывает, и на «Боинг» сразу. Соответственно, и катастрофы чаще случаются. «Рысачок» позволит исправить ситуацию. Кроме того, он хорошо подходит для региональных перевозок. Его можно использовать, к примеру, как грузовой или санитарный. «Рысачок» – самолет-трудяга!

– Когда планируете выпустить первый самолет?

– Пока точных сроков назвать не могу. В ближайшее время планируем изготовить опытные образцы. Если все будет в порядке, то «Рысачок» начнем выпускать серийно.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления