Совместное предприятие General Motors и АвтоВАЗа – «GM-АвтоВАЗ» – уже неделю не работает. Тольяттинский автогигант перестал поставлять СП двигатели и машинокомплекты. С 9 февраля с конвейера не сошла ни одна «Chevrolet Niva» и «Viva».
Любимое детище бывшего руководителя АвтоВАЗа Владимира Каданникова вынуждают перейти под вазовскую «крышу», а американский концерн – продать свою долю новому руководству.
СП «GM-АвтоВАЗ» – пока единственный совместный проект россиян и иностранцев в нашем автопроме. Генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский в первые недели в своей новой должности заявил, что его не устраивает цена поставки комплектующих для СП «АвтоВАЗ», отметил Есиповский, работает с СП себе в убыток, поставляя машинокомплекты на 15% ниже себестоимости. Таким образом, потери «АвтоВАЗа» достигают, по некоторым данным, 20 миллионов долларов в год.
А вот неделя простоя обошлась «GM-АвтоВАЗ» в 8 миллионов долларов. Кстати, на долю СП приходится 67% продаж General Motors в России. Если учесть, что убытки американского промышленного колосса за 2005 год, по предварительным данным, достигли 8,6 миллиарда долларов, то дополнительный удар по доходам весьма болезненно отразится на общем состоянии корпорации.
18 февраля состоится внеочередной совет директоров «GM-АвтоВАЗа», на котором будет решаться, что делать в такой ситуации. Скорее всего, считают эксперты, тольяттинцы выкупят долю GM в проекте – ведь тогда АвтоВАЗу отойдет завод мощностью 100 000 в год.
Напомним, СП «GM-АвтоВАЗ» создано летом 2001 года. Учредители – General Motors, АвтоВАЗ (каждый – по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). Проектная мощность – 102 000 машин в год. В 2004 году собрано 55 150 автомобилей «Chevrolet Niva», в 2005 году начат серийный выпуск «Chevrolet Viva» на базе «Opel Astra». В 2005 году СП продало 51 806 автомобилей, из них 2000 – «Viva». По данным ОФГ, выручка СП в 2004 году составила 468 миллионов долларов, а чистая прибыль – 48 миллионов долларов.