Все легче и легче получить кредит на покупку машины – вот общий итог разговора за круглым столом, состоявшегося 28 февраля в ресторане «Бора-бора».
16 банков прислали своих представителей, чтобы поговорить об автокредитовании, похвастаться собственными достижениями и поделиться опытом с коллегами.
Клиенту, любимому
«Среди банкиров популярна поговорка: довольный клиент расскажет о хорошем обслуживании в банке четырем друзьям, а недовольный растрезвонит сразу сотне знакомых о том, как плохо его обслужили, – начальник отдела обслуживания физических лиц самарского филиала ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Наталья Шарипова слегка улыбнулась. – Поэтому мы хоть и пришли в Самару недавно, всего пять месяцев назад, но стараемся идти нашим клиентам во всем навстречу и предлагать им кредиты по возможно более низким ставкам. Именно с нашим банком работает компания «Форд» по кредитованию машин своего производства – под 4,9 процента годовых. С нами работает и «Пежо» со схожей программой кредитования. Сейчас вместе с группой компаний «Рольф» мы разрабатываем совместную программу по кредитованию покупки автомобилей марок Hyundai и Mitsubishi («Рольф» – официальный импортер автомобилей этой марки). Годовой процент по этим программам составит 9,9 %».
«Условия предоставления кредитов становятся все проще, – уверяла начальник отдела розничного бизнеса «БИН-Банка» Татьяна Петрухина. – Например, и у нас, и у многих наших коллег есть программы кредитования без первоначального взноса. Я вообще думаю, что этот самый взнос отомрет, как динозавр».
Даже традиционно консервативный Сбербанк, по словам его представителя, идет навстречу «пожеланиям трудящихся»: «Наши клиенты живут не только в Самаре – к нам за кредитом приходит множество жителей районных центров и даже селян, – заявил директор управления кредитования частных клиентов Поволжского банка Сбербанка России Андрей Черкашин. – Условия предоставления кредитов у нас тоже изменяются: так, первоначальный взнос стал меньше – не 30, а 15 процентов от стоимости покупки. Теперь не требуется поручитель, чтобы получить кредит».
Специалист отдела автокредитования Волжского универсального банка Алсу Бирюкова объяснила, что у них практикуется гибкий подход к оценке кредитоспособности потенциального клиента: «Мы стараемся во всем идти навстречу нашим клиентам. Предоставляем кредит не только на покупку личного автомобиля, но и на приобретение любого коммерческого транспорта – хоть грузовика, хоть бетономешалки, хоть пассажирского микроавтобуса. Кстати, у нас в банке можно получить кредит и на покупку подержанного автомобиля».
Руководитель бизнеса по обслуживанию индивидуальных клиентов «Москомприватбанка» Зарина Плукчи отметила, что сегодня клиентам вдобавок предлагаются дополнительные бонусы: «У нас, например, принятие решение о предоставлении кредита в нашем банке занимает всего полчаса. Каждому заемщику бесплатно выдается пластиковая карта «Visa», на которой устанавливается кредитный лимит в размере 1% от суммы кредита. Кстати, и срок кредитования у нас достаточно большой – до пяти лет (с правом досрочного погашения без взимания комиссий) в долларах, рублях и Евро при условии оплаты 20-процентная стоимости автомобиля».
Пьяный за рулем
Оказывается, поддержка банкирами «своего» заемщика распространяется даже на судебные разборки: «Конечно, страховых случаев, когда банку приходится поддерживать вместе со страховой компанией заемщика, бывает много, – рассказывает начальник отдела маркетинга ЗАО «ФИА-Банк» Татьяна Вихляева, – чего греха таить, мы, конечно, заинтересованы в собственном клиенте. Но бывают случаи, когда никакая поддержка клиенту не поможет. Ведь российский водитель – слегка пьяный водитель. И хотя при заключении договора кредитования мы предоставляем клиенту список проверенных и солидных страховых компаний, с которыми лучше работать, – никакая страховка не защитит от собственных ошибок. Хотя сейчас запрещено навязывать клиенту конкретную страховую компанию, но все же у каждого банка есть страховщики, с которыми он работает давно и в которых уверен».
«Сбербанк, например, работает только с крупными и солидными страховщиками, такими, как Россгосстрах или Ингосстрах, – дополнил рассказ Татьяны директор управления кредитования частных клиентов Поволжского банка Сбербанка России Андрей Черкашин. – Для нас это очень важно – ведь необходимо, чтобы даже сельский житель мог легко воспользоваться услугами и защитой страховой компании, а крупные страховщики имеют отделения даже в небольших райцентрах. Основная часть страховых случаев у наших клиентов – это небольшие повреждения, царапины или сколы. Наши клиенты, как правило, очень осторожны и сами редко бывают виновниками происшествия».
«Мы тоже рекомендуем нашим клиентам пользоваться услугами страховщиков, которые получили аккредитацию в нашем головном отделении», – заверила начальник отдела обслуживания физических лиц самарского филиала ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Наталья Шарипова.
Как выяснилось, проблема повреждения, кражи и угона автомобиля, который был приобретен в кредит – больная не только для заемщика, но и для банкиров. Обидно, когда поцарапали иномарку, но если угнали «Газель», которая для заемщика – единственное средство заработка, это вообще финансовый крах для клиента. Хорошо, что банкиры единогласно заявили, что в таком случае они пойдут навстречу клиенту. В таких форс-мажорных обстоятельствах, как заявили банкиры, они пойдут на реструктуризацию долга. Что это значит? Это значит, что на выплату кредита дадут больше времени, а сами выплаты сделают меньше, так, чтобы они стали по силам попавшему в сложные жизненные обстоятельства клиенту: «Мы боремся за клиента до последнего, – заявил директор департамента кредитования «Автовазбанка» Юрий Фролов. – Особенно, если речь идет о заемщике, который не первый раз пользуется услугами нашего банка. Бывают, конечно, случаи, когда мы отбираем машину – ведь она выступает залогом. Но это, скорее, акт благотворительности для заемщика: ведь выплачивать кредит он все равно не может, а так хоть покрываются его долги. Хотя человек в таком случае все равно упирается, – закон в этом случае не на нашей стороне».
«Наверное, придется скоро ужесточать условия получения кредита, – заметила начальник отдела маркетинга ЗАО «ФИА-Банк» Татьяна Вихляева. – Нам нужен клиент не любой, а добросовестный и кредитоспособный. Для тех, кто уже зарекомендовал себя таким, у нас много дополнительных бонусов и мы всегда идем ему навстречу. А тех, кто не выполняет взятые на себя обязательства, да и вообще плохо себе представляет себе, как будет отдавать кредит, лучше второй раз клиентами банка не видеть».
«Действительно, еще хорошо, что у нас не так часто попадаются мошенники, а в целом статистика очень неблагоприятная, – призналась начальник отдела потребительского и розничного кредитования «Газбанка» Татьяна Кошкина. – Хотя мы стараемся идти во всем навстречу клиенту в сложных случаях. Тут все зависит от того, насколько быстро человек обратился к своему банку за помощью, насколько он сам стремится сотрудничать и искать выход. Например, если вдруг человек остался без работы, на которую рассчитывал, как на источник дохода, проще поменять дорогую машину, которую он взял в кредит, на более дешевую. Такой вариант тоже возможен».
Итог общей встречи подвел директор департамента по управлению сетью Импэксбанка Максим Гуров, который заявил: «Банк – это все-таки не благотворительный фонд, а коммерческая организация, рассчитанная на получение прибыли. Мы и так за короткий срок упростили многие позиции предоставления кредита – и убрали первоначальный взнос, и снизили ставки, и уменьшили пакет предоставляемых документов. А теперь, когда в ближайшее время ожидается, что на рынок кредитования придут западные банки с их «дешевыми» деньгами и производители с их специализированными программами (такими, как у «Форда»), российские банки, особенно провинциальные, смогут рассчитывать только на клиента со средними доходами, причем зачастую неподтвержденными «белой» бухгалтерией. В таких условиях банку лучше иметь собственную клиентуру – и собственный банк самому заемщику, чтобы и мы были уверены и спокойны, и клиент получил режим «наибольшего благоприятствования».