Мы уже рассказывали в новостях о том, что в скором времени за возмещением ущерба, полученного в ДТП, можно будет обращаться в собственную страховую компанию. Исполнительная власть готовит проект соответствующих поправок. Инициатива была выдвинута крупными страховыми компаниями «РОСНО», «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «Альфа-Страхование», «Согласие» при поддержке РСА. Прокомментировать введение новой процедуры согласилась главный специалист отдела методологии и андеррайтинга филиала «Средневолжская дирекция ОАО "РОСНО"» Ирина Тимакова.
– Так что же такое, собственно, «европейский протокол»?
– Это система прямого урегулирования убытков пострадавших в ДТП. Суть его заключается в том, что мелкие аварии можно будет оформить без ГИБДД, получив возмещение по полису ОСАГО в своей страховой, а не в страховой компании виновника, как это происходит сейчас. Своя СК рассчитается с клиентом, а страховщики – между собой. В Европе подобный порядок действует уже давно, в частности во Франции, где более ста страховых компаний заключили соглашение о прямом урегулировании убытков. Как показывает практика, использование такой системы существенно облегчает жизнь страхователю.
– А сегодня, как я понимаю, получить с виновника возмещение ущерба довольно сложно?
– Это так. Дело в том, что в настоящий момент все сложности по оформлению ДТП и получению ущерба ложатся на плечи пострадавшего. Порядок получения выплат, по мнению большинства автовладельцев, намеренно запутанный и громоздкий, обставлен таким количеством условий, что их получение становится пыткой. Хотя в законе об ОСАГО есть жесткая норма, в соответствии с которой страховая выплата должна быть произведена в течение 15 дней с момента получения последнего документа, на деле все затягивается. Причин много: отсутствие общей страховой «культуры», задержка с оформлением документов в ГИБДД, несогласованность действий страховщиков и ГИБДД и так далее. Все это задерживает получение денежных выплат, а хождение по инстанциям портит пострадавшему в ДТП нервы. Мы проводили опрос среди своих клиентов – так вот, самое тяжелое – это ожидание приезда ГИБДД на место происшествия. У нас был случай, когда автовладельцу пришлось ждать девять часов появления машины ГИБДД. Затем – заполнение бланка извещения. Вроде бы мы выдаем небольшую книжечку с пояснением, что делать при ДТП и как правильно заполнять бланки, все равно, по моему опыту, только примерно один из 20-и пострадавших приходит с заполненным бланком извещения, заполняет его правильно и без помощи специалиста СК.
Стремление помочь своему страхователю привело нас к тому, что в «РОСНО» действует свой собственный «европейский протокол» – дополнительная льготная услуга для наших клиентов. Суть ее заключается в том, что в случае если наш страхователь является потерпевшим в ДТП, он обращается к нам за помощью. Наш менеджер по телефону консультирует клиента, едет вместе с ним в страховую компанию виновника, помогает оформить документы, решает какие-то спорные вопросы.
Комментарий редакции
И страховщики, и работники ГИБДД, и автовладельцы согласны в том, что порядок получения выплат в связи с нанесением ущерба при ДТП следует упростить. Договариваясь на месте, участники ДТП ничего не нарушают – все в рамках гражданско-правовых отношений. Правда тут возникает вопрос – каким образом участники ДТП на глазок определят стоимость ущерба при аварии и не придется ли вместо ГИБДД вызывать на место происшествия аварийного комиссара? Непонятно так же, как отразится введение новой системы на стоимости страхования «автогражданки». С точки зрения закона, они не обязаны идти по многочисленным инстанциям, чтобы получить денежную компенсацию. Тем более, что есть страховые компании, которые уклоняются от выплат, и судебные разбирательства по поводу невыполнения страховыми компаниями законных требований своих клиентов – в юридической практике не редкость.
Но как реально оценить сумму ущерба и определить пострадавшего? Начальник главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-майор Виктор Кирьянов в своем недавнем комментарии по поводу введения в России «европейского протокола» считает правомерным делегировать страховщикам право определять степень вины при разборе страхового случая в ДТП. Сами страховщики видят единственный выход из ситуации – вызов на место ДТП аварийного комиссара. Сегодня у самарских СК есть большой опыт работы с аварийными комиссарами, которые уже сегодня помогают при «разборе полетов» в ДТП: фотографируют место происшествия, помогают заполнять бланки извещения и получить необходимые документы в ГИБДД, а при необходимости – и представляют интересы потерпевшего в суде. Несомненно, назрела необходимость внедрения «европейского протокола» в нашу действительность, однако для этого требуется усовершенствование российского законодательства, а также выработка единой системы взаимного урегулирования убытков.