Хотя Самара и далеко от Владивостока, но подержанные японские грузовики на ее улицах мелькают достаточно часто. В чем причина популярности самурайской техники? Ведь везти ее приходится практически в центр России. В том, что японский тягач – это оптимальный вариант компромисса грузоподъемности и мощности.
Все японские грузовики – с ABS (других просто не делают), плюс – пневмоподвеска всех осей, управляемые электроникой силовые линии, тормозные системы и подвески кабин с саморегулирующейся жесткостью. Грузовики, попадающие в Самару, как правило, выпуска 1989 – 2003 годов, с кондиционером, гидроусилителем руля, стеклоподъемниками и магнитолой, с ресурсом двигателя – миллион километров. Вообще после 90-го года японские производители обновили модели, так что кабины грузовиков стали напоминать салоны легковушек по уровню комфорта.
Наибольшей популярностью среди самарских покупателей пользуются бортовые грузовики, рефрижераторы, машины «борт плюс кран», фургоны грузоподъемностью от 1,5 до 15 тонн. Впрочем, охотно заказывают и разбирают и спецтехнику – автовышки грузоподъемностью от ста килограммов до шести тонн, автоцистерны, цементовозы и даже эвакуаторы, автобуровые, автоэкскаваторы и пожарные машины.
Все крупные японские производители грузовой техники (Isuzu, Hino, Mitsubishi Fuso, Nissan Diesel) выпускают седельные тягачи и большегрузные одиночки, схожие по своим характеристикам. Лидер по числу выпускаемых коммерческих автомобилей – Isuzu. Если же в расчет не брать легкие грузовички, а учитывать только средне- и крупнотоннажники, то больше всего грузовиков производит Hino Motors. Грузовики легкого, а иногда и среднего класса под своими марками в больших количествах выпускают и продают также Toyota, Mazda и Nissan.
Цены на новые грузовики в Японии соизмеримы с европейскими. Так, тяжелый грузовик с базовой комплектацией кабины (соответствующей среднему уровню в Европе), грузоподъемностью 11,5 тонны, оснащенный 350-сильным мотором, стоит от $80000. Конечно, подержанная автотехника стоит гораздо дешевле: бортовой грузовик грузоподъемностью в полторы тонны стоит десять тысяч долларов, 4–6-тонный обойдется примерно в 24 тысячи. Двух-трехтонные «борт+кран» – в 18 тысяч, 4–6-тонный – примерно тысяч в двадцать пять.
Классификация грузовиков в Японии особо не отличается от подхода, принятого в других странах. Традиционно грузовики в Японии делятся на три класса: легкие (Small), средние (Medium) и тяжелые (Heavy). Все компании выпускают седельные тягачи как в 2-осном, так и в 3-осном исполнении. Этот параметр положен в основу деления на серии. Нагрузка на седельно-сцепное устройство для тягачей 4х2 (на их долю приходится больше половины выпускаемых грузовиков) составляет 8,5–9 т, для колесной формулы 6х4 – 18–20 т. Допустимая полная масса для автопоезда с тягачом 4х2 – 40 т, для 6х4 – 50–55 т.
Энерговооруженность японских грузовиков находится на одном уровне с этими же параметрами американских и европейских машин (мощность двигателей составляет 350–600 л.с.), а крутящий момент зачастую бывает даже повыше. Механические КПП японских грузовозов имеют в основном 7–8, реже – 6 ступеней.
Классификация грузовиков в Японии