В прошедший четверг, 23 марта, глава Минэкономразвития Герман Греф пообещал россиянам, что производство легковушек к 2009 году должно вырасти до 1,5-1,6 миллиона штук в год.
Автопром – по мнению Грефа – не только далек от «преждевременной кончины», но и имеет потенциал для «рывка вперед».
Как же правительственный экономист хочет достичь таких выдающихся успехов? Во-первых, за счет очередных планов реструктуризации АвтоВАЗа и ГАЗа. А во-вторых, за счет строительства на российской территории новых автосборочных производств.
Как мы уже рассказывали, АвтоВАЗ намерен построить новый завод и вплотную заняться улучшением качества продукции. Все это планируется произвести на государственные субсидии, запланированную в объеме пяти миллиардов долларов.
В отличие от вазовцев, которые уже вплотную столкнулись с проблемой конкуренции, газовцы пока имеют некоторую временную фору – ведь корейцы только планируют сборку коммерческих грузовиков на территории России. На днях председатель совета директоров ГАЗа Александр Юшкевич заявил, что его предприятие не исключает возможности совместно с АвтоВАЗом приобретения за рубежом производства дизельных двигателей. В планах ГАЗа – производство «Газель-2». Это будет переднеприводной автомобиль с цельнометаллическим кузовом. Юшкевич сказал, что группа «ГАЗ» готовит бизнес-план по проектам с использованием средств инвестфонда.
Что же касается «российских иномарок», то, по словам Грефа, инвесторы заинтересованы в развитии производства автомобилей в России. В ближайшее время правительство планирует заключить соответствующие соглашения с девятью мировыми автопроизводителями. Начало уже есть: кроме известных GM-АвтоВАЗ, в Россию уже пришли корейские KIA Spectra и Ssang Yong, на очереди – китайцы и японцы. По прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие годы приток иностранных инвестиций в Россию составит около 9-9,5 процента. Это неудивительно – как считают западные маркетологи, российский автомобильный рынок – один из самых динамичных и развивающихся в мире.
Правда, планам и мажорным настроениям главы Минэкономразвития почему-то мешает суровая российская действительность. Наши сограждане почему-то предпочитают покупать пока не новые, а подержанные иномарки, поставляемые в Россию из-за границы. Только в прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы, физические лица ввезли в страну около 650 тысяч автомобилей на сумму 1,7 миллиарда долларов. И это – несмотря на все препоны нашего правительства, которое постоянно стремиться повысить пошлины на них. Так что даже по официальным данным Минэкономразвития, инвестиции в автопром падают. Это сообщил перед выходными директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. А если учесть, что впереди – вступление в ВТО? После него, как в один голос заявляют отечественные знатоки авторынка, на отечественном автопроме придется ставить крест: если мы вступим в ВТО в 2007 году, к 2010-му доля производства отечественных автомобилей сократится на 20-25 процентов. К тому же если отечественные машины будут всего лишь «чуть дешевле» иномарок, то понятно, что число желающих приобрести отечественную машину со всеми ее издержками уменьшится. В плюсе окажутся лишь иностранные производители, которые уже пытаются обосноваться на нашей территории, чтобы выиграть время.