На заседании совета директоров АвтоВАЗа в конце марта окончательно решили к 2008 году снять с производства морально устаревшую «классику» и автомобили десятого семейства. К 2010 году та же участь ожидает семейство Lada Samara.
Есть желание построить дом
Параллельно планируется развивать производство новых автомобилей: будет увеличена проектная мощность производства автомобиля Lada Kalina, а на смену «десяткам» придет Lada Priora – усовершенствованный аналог этой модели. Ее выпуск начнется уже в нынешнем году, а к 2008-му АвтоВАЗ планирует выйти на проектную мощность в 220 тысяч штук ежегодно. Затем объем выпуска будет поэтапно снижаться, и в последующем завод прекратит изготовление этой модели.
Как было объявлено после заседания совета, готовится проект развития внедорожника Lada 4х4 – Niva-2, который в 2008 году придет на смену Lada Niva. По принятому на совете плану развития завода до 2015 года, в январе 2007 года в Тольятти начнется строительство сборочного предприятия, которое завершится в феврале 2008-го. Кроме того, на заводе уже разработан дизайн девяти новых моделей автомобилей, в том числе хэтчбека, микровэна, спортивного автомобиля класса B, седана, хэтчбека, универсала, мини-вэна класса C, кроссовера.
Гладко было на бумаге
АвтоВАЗ – единственный в мире автопроизводитель, выпускающий одновременно четыре поколения автомобилей. Большинство иностранных автоконцернов обновляют свой модельный ряд значительно чаще. Понятно, отчего вазовское руководство не торопилось с модернизацией – ведь «пятерки» и «семерки» ценой в пять тысяч долларов вполне по средствам большей части небогатых российских автолюбителей. Люди побогаче предпочитают иномарки. Поэтому очень сомнительно, чтобы новые модели, которые явно будут стоить дороже нынешних «десяток», получили бы устойчивый спрос. Ведь уже сейчас новые недорогие иномарки ценой 9-10 тысяч долларов заметно теснят тольяттинцев на российском рынке. Так что обещанные россиянам новинки, которые будут произведены на государственные дотации, не станут «народными авто».
Теперь о государственных инвестициях в 4,5 миллиарда долларов, которые автовазовцы хотят потратить на строительство нового производства и запуск двенадцати моделей. Набрать в долг несложно, только хорошо бы расплатиться со старыми долгами. Уже сейчас завод должен казне – по словам главы Роспрома Бориса Алешина – около 2,7 миллиарда рублей. Откупиться от казны новые директора хотят, передав в зачет комплекс испытательных автомобильных дорог в Сосновке в 50 км от Тольятти, плюс – оптимизация социальных расходов. Что это такое – пока неизвестно, но тольяттинцы резонно опасаются, что речь пойдет об избавлении от всех объектов «социалки». Подробнее узнать о планах нового менеджмента довольно сложно – ведь руководство завода по-прежнему ограничивается в общении с прессой краткими пресс-релизами с наполеоновскими планами и туманными обещаниями. Что касается обещаний, то только недавно в Женеве бывшие «оборонцы» в полном составе спешили рассказать европейцам о радужных перспективах АвтоВАЗа. А вот обещания… Что же, обещали, что после отказа от сотрудничества с посредниками качество выпускаемых машин резко вырастет, а цены – упадут. Стоимость «Лад» снизилась… разве что на Украине, в которой дилеры АвтоВАЗа объявили о снижении на полторы тысячи гривен цены на «Лады» 2005 года. А вот в России с начала года «классика» подорожала на десять с лишним процентов, «десятки» – на четыре с половиной и «Самары» – на 8,6.
И последнее, но весьма немаловажное замечание. Чтобы получить обещанные инвестиции от государства, новому руководству АвтоВАЗа придется, видимо, хорошенько постараться, чтобы объяснить, кому, собственно, принадлежит завод. Ведь схема собственности, которая действовала при Каданникове и при которой завод принадлежит своим же дочерним структурам, до сих пор действует. Так кто же, собственно, получит кредит в 4,5 миллиарда долларов из казны?