Отношениям АвтоВАЗа и General Motors, выпускающего Chevrolet Niva, приходит конец.
Новое руководство тольяттинского автогиганта предложило General Motors (GM) либо выкупить долю АвтоВАЗа в СП, либо продать свою. Правда существует и третий вариант – продажа российским заводом или GM своей доли третьей стороне. Наиболее вероятное развитие событий, как предполагают эксперты – продажа американцами своей доли АвтоВАЗу. Цена сделки – $180 миллионов. Предполагается, что в этом случае вазовцы сделают Chevrolet Niva просто «Нивой», сократят производственные издержки и даже, может быть, цену на автомобиль. К тому же новое руководство автозавода уже с начала года точит зубы на конвейер «GM-АвтоВАЗ»: для осуществления их планов выпуска двенадцати новых моделей на различных платформах действующих производственных мощностей не хватает. А тут уже существующее производство, которое не нужно особенно переналаживать.
Напомним, что суть разногласий учредителей, как обычно, упирается в деньги. Новое руководство АвтоВАЗа уже однажды останавливало конвейер СП из-за того, что сборочные комплекты поставлялись на конвейер совместного предприятия по цене, которая на 15,9% ниже себестоимости. По некоторым оценкам, на каждом машинокомплекте АвтоВАЗ терял около $700, а за весь 2004 год потери автогиганта составили более $40 миллионов.
Кстати, убытки несет и СП: за прошлый год вместо запланированных 75 тысяч автомобилей выпустили всего 52 тысячи Chevrolet Niva. А уж двойное повышение цен на автомобиль в нынешнем году и вовсе подкосило и так невысокий спрос на совместную продукцию.