На прошедших выходных огромное количество самарских граждан, обремененных разнообразным садово-огородным инвентарем, ринулись на дачные маршруты.
С одной стороны (городских властей), все маршруты, отправляющиеся к вожделенным шести соткам, с прошлого года удалось сохранить. Это хорошо. И пенсионерам, тем, кто приобретает городской проездной социальный билет, поездки на дачу и обратно, обойдутся бесплатно. Это тоже плюс. А вот дальше, с другой стороны (дачников), начинаются одни минусы.
«Чтобы получить талоны для поездок на дачу, нужно взять пенсионное удостоверение, городской проездной билет и подойти к диспетчеру нужного вам направления, – рассказывает Ольга Владимировна Пронина, пенсионерка. – Диспетчер ставит штамп на сезонку и выдает двадцать талонов для бесплатных поездок. То есть это десять поездок, так как талон действителен только в одну сторону. Сейчас, в период посадок, этих талонов более-менее хватает. А вот в уборочный сезон десять поездок, конечно, маловато – ведь пенсионеры собственными руками вынуждены тащить с дачи свой урожай. Дача – хорошее подспорье к пенсии, но даются нам овощи и фрукты немалыми усилиями. Самое ужасное в том, что автобусов на маршрутах катастрофически не хватает. Я, например, пользуюсь 171 маршрутом. Народу в каждый автобус набивается «под завязку». Мимо некоторых остановок наши старенькие «луноходы» летят, не тормозя: некуда сажать. И то сказать, и так друг у друга на головах располагаемся. А ведь езды до места – час. Это если автобус относительно новый. А если старую развалюху подали, то и вовсе полтора часа в жаре, в тесноте и в ругани. Ведь едут в дачных автобусах самые что ни на есть обделенные – старики и ветераны, с целой кучей всяческих болячек и истрепанными нервами».
Платное удовольствие езды на дачу обходится горожанам от 16 до 35 рублей – в зависимости от расстояния и марки автобуса. По наблюдениям дачных старожилов, несмотря на то, что на вожделенных садовых маршрутах появились коммерческие автобусы, количество народу в них не убавилось.
«Нравы на дачных маршрутах царят самые дикие, – уверяет Татьяна Николаевна Леднева, десятый год подряд как дачница. – Несколько раз наблюдала на конечной остановке в прошлом году разборку между шоферами дачных автобусов: дело доходило до драк между «левыми» маршрутками и теми, кто прочно «окопался» на дачных рейсах. Контролеры в дачных автобусах чувствуют себя если не маленькими царьками, то уж полноправными хозяевами точно: я вот езжу который год с четырьмя детьми, вроде бы уж и примелькалась. А все норовят обозвать и оскорбить – а вдруг я недоплачиваю денег! А вдруг хочу ребенка бесплатно провести! Чуть что, в автобусе начинается крик, ругань. А когда летом жарко, и вообще плохо становится людям. А едем…».
«Городские власти совсем не беспокоятся о дачниках, – вторит Ледневой Анатолий Афанасьевич Озеров. – Я вот немолодой человек, ветеран, и всякий раз приходится от остановки до дачи добираться буквально через ямы и овраги. У нас рядом с остановкой строят кафе, все перекопали, и наши дачные тропинки, конечно, уничтожили. До остановки приходится добираться «в горку», и нет бы хоть лесенку поставить!
Глава Самары Георгий Лиманский, готовясь к дачному сезону, заметил в интервью СКАТу: «Самое главное, чтобы люди получили то, что они хотят. Чтобы все благополучно доехали до дачи и вернулись обратно. Для многих это и дополнительный заработок, и запасы впрок. Мы должны отнестись к этому очень серьезно! Для нас дачные перевозки – это вопрос социальный и вопрос заботы о каждом жителе Самары».
Видно, решение социальных вопросов каждый понимает по-разному…
Приложение