За три последних месяца прошлого года тольяттинский автогигант с помощью новых руководителей потерял 2,16 миллиарда рублей. На АвтоВАЗе уверяют, правда, что новое руководство тут ни при чем.
В целом же 2005-ый стал для завода доходным: три квартала работы в «старом режиме» принесли чистую прибыль в 1,4 миллиарда рублей. Это в четыре раза меньше, чем в 2004-ом году. При этом на конец третьего квартала прошлого года чистая прибыль АвтоВАЗа составляла 3,6 миллиарда рублей. Таким образом, только за один, последний квартал прошлого года пришлось 2,1 миллиарда рублей чистого убытка.
Отчего же стабильно приносящее доход предприятие вдруг стало убыточным? Аналитики утверждают, что главные причины – огромные расходы, связанные со сменой команды менеджеров, смена поставщиков комплектующих и отсутствие должного финансового контроля. Ушедшим руководителям пришлось выплатить солидные «отступные», а новые начали с покупки целого парка автомобилей Toyota Land Cruiser (стоимость каждого превышает 50 тысяч долларов). Так что рост так называемых административных расходов новой команды таков, что старому руководству даже и не снилось. Во всяком случае, так часто старое руководство не заказывало за заводской счет чартерные рейсы.
Сами автовазовцы утверждают, что причина убытков в том, что себестоимость автомобилей Lada росла в прошлом году быстрее цен на готовые машины, что привело к снижению рентабельности. «В прошлом году опережающими темпами росли тарифы на услуги естественных монополий, а также дорожало сырье: металл, резинотехнические изделия и так далее», – прокомментировала ситуацию пресс-служба завода.
Как бы то ни было, а снижение прибыли привело уже к неприятным последствиям для всех вазовских акционеров: их дивиденды за 2005-ый уменьшились в те же четыре раза, а стоимость акций только за последнюю неделю упала на 17 процентов (несмотря на то, что рынок в целом рос). Последний раз акции завода падали сильнее лишь 27 октября 2003 года, после ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, когда вниз шел весь рынок.
Комментарий экспертов неутешителен: несмотря на объявленные «рабочими» майские субботы, завод вряд ли вылезет из убытков: ведь весь первый квартал 2006 года АвтоВАЗ работал без утвержденного бюджета, который окончательно был сверстан только на днях.