Подарок военным ко Дню Победы решил сделать АвтоВАЗ, объявив о разработке армейского внедорожника, который гендиректор Рособоронэкспорта Сергей Чемезов пообещал назвать «Калашников».
«Военные автомашины АвтоВАЗ не выпускает. Я надеюсь, что мы поработаем с конструкторами и производственниками АвтоВАЗа и создадим военный джип для нужд Минобороны России. Этот джип мы назовем «Калашников», – сказал Чемезов в субботу на церемонии, посвященной празднованию 61-й годовщины победы в Великой Отечественной войне, которое прошло в центральном офисе Рособоронэкспорта. На этом же празднике Чемезов вручил ключи от Lada 4х4 (Niva) главному конструктору стрелкового оружия и президенту Союза российских оружейников генерал-лейтенанту Михаилу Тимофеевичу Калашникову. В свою очередь председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков напомнил, что у предприятия с Рособоронэкспортом подписано генеральное соглашение по вопросам взаимодействия экспорта и импорта продукции завода. Так что сбыт военная новинка тольяттинцев найдет не только в России, но и за рубежом. А гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский объявил, что проработки отдельных узлов и агрегатов для этого автомобиля уже ведутся. Кстати, разработка военного внедорожника – не самая дешевая затея: на это может понадобиться 150-200 миллионов долларов.
Правда военных планов вазовцев не опасаются главные поставщики армейских внедорожников – уазовцы. «Для армии ключевым является соотношение цены и качества автомобиля. Поэтому УАЗу вряд ли можно создать конкурентные аналоги», – прокомментировал ситуацию представитель «Северсталь-Авто», компании, в которую входит Ульяновский автозавод. Годовой госзаказ Ульяновского автомобильного завода составляет 1200-1300 автомобилей УАЗ-3151, цену поставок государству предприятие не раскрывает.
Кстати, в конце 70-х – начале 80-х годов АвтоВАЗ уже начал разработку автомобиля для военного ведомства. Тогда на свет появилась амфибия ВАЗ–2122 (официально – «автомобиль для охотников и рыболовов», а на деле – заказ военного ведомства). Создана она, естественно, на основе нивовских агрегатов. Оригинальный несущий герметичный кузов типа «кабриолет» с тентом и откидывающимся на капот ветровым стеклом, двигатель 1,3 литра, встроенные откачивающие насосы для воды – вот особенности этого автомобиля. Движение в воде происходит за счет вращения колес – ни винта, ни водомета у авто не предусмотрено.
Машина успешно прошла многочисленные испытания, в том числе и приемочные, но из-за отсутствия средств у заказчика проекта превратилась в автомобиль-призрак, так и не добравшийся до производства даже мелкими сериями.