АвтоВАЗ накануне своего сорокалетия, которое нынешнее руководство автогиганта собирается пышно отмечать на следующей неделе, не перестает удивлять. Последние дни новостные агентства обсуждают по крайней мере три известия, пришедшие из Тольятти: резкий подъем цен на вазовские авто, выделение Рособоронэкспортом стомиллионного кредита заводу и чехарду с топ-менеджерами на самом заводе.
Последний рост цен оказался самым значительным за последние несколько лет: машины стали стоить дороже на три процента. Это, кстати, уже пятое повышение с начала года (общее увеличение стоимости составило в среднем восемь процентов от стоимости авто). Переднеприводные модели – Lada Samara и Lada110 – подорожали на 7-7,5 тысяч рублей, Lada Kalina – на 8,5 тысяч рублей, «классика» и «Нивы» – на суммы от 2,5 до 3,5 тысяч рублей. К тому же с июля прекратилось производство дешевых карбюраторных версий «Жигулей», а остались только более дорогие инжекторные модификации.
«Завод отпускными ценами регулирует свои взаимоотношения не с потребителями а с дилерами, – заявил директор по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию автомобилей АвтоВАЗа Алексей Борисоглебский,– поддерживая установленную для них торговую надбавку. Текущее изменение стоимости лишь выравнивает эту дилерскую маржу до необходимого уровня и значительно на рыночных ценах не скажется».
Вторая новость – ожидаемое в понедельник подписание соглашения между заводом и Рособоронэкспортом. Оборонное ведомство выступит посредником между АвтоВАЗом и западными производителями, с которыми проработано около 50 контрактов на сумму $100 миллионов. Интересно, что бизнес-план проекта по строительству второго завода в Тольятти, разработанный специалистами АвтоВАЗа, мощностью 450 тысяч машин в год оказался убыточным, поэтому подача заявки в инвестфонд откладывается на неопределенный срок, как и государственные деньги. Как заявил вчера начальник департамента экспорта продукции военного назначения и импорта сухопутного вооружения Рособоронэкспорта Игорь Севастьянов, ФГУП не будет финансировать предприятие, а выдаст гарантии для получения банковских кредитов, которые будут использованы для модернизации и поставки нового оборудования.
И последняя новость – интригующая. Информацию об отставке первого заместителя генерального директора АвтоВАЗа Александра Пронина и директора департамента управления делами генерального директора Олега Баранника пресс-службы предприятия не подтверждают, но и не опровергают. Интересно, что немногим ранее генеральный директор Игорь Есиповский отправил в отставку своего заместителя Николая Мальцева, директора предприятия по экономической безопасности Валерия Кривоноса и главу управления по экономической безопасности Вячеслава Уточкина. К чему бы это?