МВД России планирует резко увеличить штрафы за нарушение правил на дорогах. Самые низкие в Европе штрафы давно вызывают много вопросов. Несколько ярких примеров: превышение установленной скорости движения на 10-20 км/ч – 50 рублей, на 20-40 км/ч – 100 рублей, на 40-60 км/ч – от 100 до 300 рублей (300 рублей за езду «под сотню» на улицах города!) Управление ТС с неисправностью рулевого, тормозного, сцепного устройств – 300-500 рублей. Проезд на запрещающий сигнал светофора (регулировщика) – 100 рублей.
Когда?
Поправки в законодательство, предусматривающие резкое увеличение штрафов, будут рассмотрены этой осенью и могут начать действовать в следующем году. Новации коснутся и внедрения балльной системы при регистрации нарушений.
Сегодня водители, у которых по 80-100 нарушений, фактически не несут за это никакой ответственности. Сотрудники МВД подчеркивают, что действующие в России штрафы – самые низкие в Европе.
Вице-премьер Александр Жуков отметил, что правительство намерено отказаться от некоего мифического минимального размера оплаты труда в 100 рублей при определении размера штрафа. МРОТ для исчисления зарплаты установлен на сегодня в размере 1100 рублей.
К чему это приведет?
Эксперты разделились на два лагеря: одни уверены в том, что подобные шаги сделают административное законодательство менее справедливым, другие полагают, что, заменив штрафной МРОТ на фиксированную сумму, можно снизить коррупцию в исполнительной и судебной системах. Доводы у обеих сторон вполне разумные. Указывается, в частности, что в результате перемен будет истреблена дифференциация в штрафах. К примеру, за превышение скорости от 40 до 60 км/ч можно заплатить как один МРОТ, так и три «минималки».
Дифференциация при определении суммы штрафа в КоАП прописана для того, чтобы можно было учесть степень вины: есть разница между превышением скорости на 40 и на 60 км... А значит, должна быть разница и в наказании.
Сторонники введения фиксированной суммы полагают, что штрафная вилка необходима для определения вины конкретного лица, но дифференцированный подход предполагает субъективную оценку, что порождает злоупотребление властью и коррупцию со стороны должностных лиц, принимающих решение о наказании.
Как будет выглядеть окончательный вариант законопроекта не знают толком даже в Минюсте, дескать, работа еще в самом разгаре. Не исключено, что дифференциация в административных штрафах останется, однако она будет в четком денежном эквиваленте.
Грядущие изменения в законодательстве вызвали бурные отклики простых автомобилистов. Что интересно – не сам факт увеличения штрафов спровоцировал горячие дискуссии. Люди рассуждали о том, насколько реально вообще ездить по правилам.
На развязке, где нарушают все, невозможно оставаться законопослушным – это тотчас же спровоцирует аварию. На одном из интернет-сайтов гневно прозвучала реплика: «Сначала продают права, а потом требуют соблюдения правил».
Безусловно, России нужны изменения в системе контроля над соблюдением правил дорожного движения, но, как при любой реформе, важно в первую очередь исходить из принципа «не навреди».