Почти в тринадцать раз вырос рынок иномарок в России за последние шесть лет. Согласно оценке аналитиков, в 2006 году на новые иномарки россияне потратили 23,46 миллиардов USD (637,4 миллиарда рублей), что на 74,4% больше, чем годом ранее.
Одна из причин – резкий рост выдаваемых кредитов. Только в прошлом году россияне получили на шесть миллиардов долларов кредитных денег на покупку новых машин.
Как предсказывают аналитики, в 2007 году на российском рынке будет продано 1,4 миллиона новых иномарок (рост на 37%), а к 2010 году в России будет продаваться уже более 2,5 миллиона иномарок в год, в том числе около одного миллиона штук, собранных внутри страны.
Правда, покупатели иномарок уже столкнулись с серьезными проблемами: сервисные мощности иностранных автопроизводителей не успевают за ростом рынка. Порой кузовного ремонта в официальном сервисе иномарка ждет несколько месяцев.
В секторе иномарок сервис просто не успевает угнаться за продажами: слишком уж быстро они растут. Купленные машины должны обслуживаться в дилерских сервисных центрах, чтобы не потерять гарантию и, на случай последующей продажи, иметь хорошую «сервисную историю». Стоит это недешево. Причем разница в ценах с официальными сервисами огромная. Нормо-час может колебаться в пределах от $20 до $60. Тем не менее, хозяева новых иномарок редко переходят на «гаражный» сервис даже по окончанию срока гарантии. Ведь автовладельцам приходится учитывать мнение страховщиков, а оно обычно складывается в пользу официальных мастерских. Вдобавок лишь фирменный сервис позволяет твердо рассчитывать на качество услуг, запчастей и расходных материалов. По прогнозам исследовательской фирмы MSX International, количество высокотехнологичных электронных устройств в новых автомобилях к 2010 году удвоится. Для их ремонта нужны обученные мастера, доступ к последним версиям техдокументации, дорогой специнструмент. У официальных сервисов здесь очевидное преимущество. Тем не менее, идеализировать уровень профессионализма официальных дилеров не стоит. Несмотря на хорошую базу, здесь работают те же мастера, что и повсюду.
Несмотря на бум продаж, производители не спешат пересматривать стандарты дилерской политики, выработанные на заре становления рынка. Они и сейчас хотят дилерские центры с шоу-румом, складом и сервисом. В Европе кузовной ремонт – в основном независимый от дилеров бизнес. Огромные станции размерами и поточным принципом работ напоминают заводы. Стоят они вдалеке от мегаполисов – там, где дешевле земля. Именно туда, а вовсе не в дилерский центр, страховщики отправляют побывавший в аварии автомобиль клиента. Оборот английской сети из 70 станций Nationwide в 2005 году превысил $250 миллионов, валовая прибыль составила $130 миллионов – и при этом никаких очередей.
Что же делать нам? К 2010 году должны появиться первые признаки насыщения российского авторынка, обещают эксперты. И тогда сервис, возможно, начнет постепенно приходить в соответствие с размерами автопарка. Автовладельцам остается ждать – но они привыкли.