Новость о том, что во время визита президента РФ Владимира Путина на АвтоВАЗ был подписан договор между тольяттинцами и Magna International о создании СП, заинтересовала российских автолюбителей. Теперь нет сомнений в том, что в ближайшее время в Автограде появится новое производство автомобиля класса «С» собственной, вазовской разработки. Кстати, сам Владимир Путин заявил, что верит в перспективы российского автопрома.
«Уверен, что в России будут лучшие автомобили в мире», – подчеркнул президент.
Общий объем инвестиций в канадско-вазовское СП составит 1,5 миллиардов евро. Договор о его создании намечено подписать осенью, тогда же будет представлен бизнес-план предприятия. Коммерческий успех проекта будет зависеть от цены автомобилей. Как считают аналитики, не должна превышать $12-13 тысяч. Это подтверждает и вазовское руководство. «Это будет автомобиль на новой компонентной базе. И мы рассчитываем, что его начальная стоимость составит до $12 тысяч», – сообщил глава АвтоВАЗа Владимир Артяков. Однако через три года, когда модель встанет на поток, цена нового семейства может подняться до $14 тысяч, а в этом ценовом диапазоне хватает предложений и помимо АвтоВАЗа.
Новое семейство будет выпускаться в трех основных вариантах кузова – седан, хэтчбек и универсал. Проектная мощность первой очереди – 220 тысяч машин в год.
Снизить цену можно было бы, отказавшись от строительства нового завода в Тольятти, утверждали в апреле руководители АвтоВАЗа. Чемезов предполагал, что новые Lada можно выпускать на расширенных мощностях цеха по сборке Kalina. Это сократило бы стоимость проекта с $1,5 миллиардов до $700-800 миллионов, говорил он. Тем не менее, подписанный договор предполагает строительство нового завода – канадцы считают, что только на новом предприятии можно избежать проблем, связанных с производственными проблемами самого АвтоВАЗа.
Так спасет ли АвтоВАЗ сотрудничество с канадцами? Сможет ли новое семейство составить конкуренцию иномаркам, утвердившимся на рынке продаж?
«Я думаю, что сможет, – уверен ипотечный брокер компании «Технология управления» Роман Романов, – российская иномарка – это тот самый вариант, который может переломить ситуацию с нашим отечественным автопромом. Ведь сейчас российские иномарки, такие, как Chevrolet Niva, вполне успешно конкурируют на рынке с «чистыми иномарками», произведенными в Европе или Азии. При условии, конечно, что сочетание «цена-качество» у нового совместного проекта будет не ниже, чем у существующих и успешно продаваемых на российском рынке моделей».
«Наверное, существует некий психологический барьер у потребителя на отечественные машины, – заметил директор, президент ООО «Территориальное агентство оценки» Валентин Лобанов, – и его довольно трудно преодолеть потребителю. И убедить нас в том, что российское – значит, отличное – можно, если только новое семейство будет достойно конкурировать с «одноклассниками». А вообще, если даже товарищи из Китая научились делать достаточно приличные автомобили, то и мы вполне способны на то же самое. Тем более, если «заграница нам поможет». Наверное, мы обречены сейчас на то, что только с помощью серьезного иностранного партнера можем сделать действительно конкурентоспособный продукт. Хотя это будет сложно: ведь и Toyota, и Opel, и Volkswagen собираются строить в России собственные сборочные производства для производства автомобилей эконом-класса. Но я верю в силы вазовцев и убежден, что после некоторого периода торможения все станет на место, и отечественный автопром выпустит действительно надежную, недорогую и пользующуюся спросом продукцию».
«Почему АвтоВАЗ обратился за помощью к загранице – понятно, – комментирует ситуацию Сергей Ожегов, директор брокерского агентства «Кредитный советник», – сегодня сами вазовцы, к сожалению, не могут серьезно потеснить соперников – иномарки с каждым годом урывают у наших автомобилестроителей все более серьезные куски рынка. Так что, я считаю, единственный выход спасти АвтоВАЗ – пойти на тесное сотрудничество с иностранцами и произвести новое семейство, не уступающее ни в чем уже продаваемым моделям».