Рынок подержанных машин развивается очень медленно
Только десять процентов новых машин покупается в Самаре по услуге trade-in.
Тогда как за границей 85% новых машин реализуется с учетом стоимости старой. Напомним, что trade-in – это обмен старого автомобиля на новый с доплатой или без нее (в зависимости от стоимости машин и других факторов).
Кто в выигрыше
Участники рынка с уверенностью заявляют, что сейчас это направление деятельности самарских автосалонов находится в зачаточном состоянии, но в то же время перспективы у него есть. Однако эксперты полагают, что уже в конце этого года следует ожидать всплеска интереса к услуге trade-in – рынок продаж автомобилей в Самаре насыщен, брэнды поделены, и организовать что-то новое сложно.
Вообще после Москвы, где сейчас реализуется около двадцати процентов автомобилей с учетом стоимости сданного, Самара – один из первых провинциальных городов, где появилась эта услуга. Еще в начале девяностых в одной из первых компаний-дилеров иномарок была введена такая услуга. Тогда считалось, что эта услуга убыточна, но помогает увеличению продаж дорогих для большинства покупателей в те годы иностранных марок.
Вообще trade-in работает в двух вариантах: компания меняет подержанный автомобиль своей марки на новую машину с доплатой. Цена выкупа при этом обычно составляет около 80% от рыночной цены машины. Или старая машина идет как первоначальный взнос по авто-кредиту.
Сейчас очень многие самарские дилеры предлагают такие услуги – например, «Самарские автомобили», «Автосалон Арго», «Диверс Моторс Самара», «Колис» уже создали, а некоторые создают площадки и подразделения для торговли подержанными иномарками.
Тем не менее, только самые дорогие марки могут похвастаться серьезно развитыми продажами trade-in: бизнес- и «премиум»-класс так покупают чаще, чем дешевые машины. Дело в том, что эконом-класс быстро дешевеет после продажи, и продавать его обратно автосалону невыгодно.
Почему невыгодно?
В России дилер обязан платить НДС с полной стоимости автомобиля, тогда как, например, в Великобритании он платит НДС только с суммы, которую выигрывает при продаже. Например, если дилер покупает у клиента машину за $10 тысяч и продает ее за $11 тысяч, его прибыль составляет $1 тысяч Соответственно, НДС – 1980 рублей. Получается, чтобы сработать хотя бы «в ноль», маржа дилера при перепродаже должна составлять не менее 18%. Естественно, терять 18% стоимости автомобиля покупатель не согласен.
К тому же потребители уверены: автосалоны сознательно занижают стоимость оцениваемой старой машины. Считается, что в России неофициально действует «немецкая» система оценки: минус 20% после первого года эксплуатации, дальше вычитается по 15% от стоимости за каждый год минус пробег. Для автомобилей «премиум»-класса эта система выглядит следующим образом: 30% за первый год эксплуатации, и дальше по 10%.
Сами дилеры уверяют, что оценивается машина в первую очередь по состоянию. Чем лучше сохранился автомобиль, тем меньше клиент потеряет в цене.
Компании также никогда не известны сроки, в которые будет продана машина. Поэтому большинство автодилеров принимают подержанные автомобили только той марки, которая представлена у них в салоне. Такие машины проходили обслуживание именно у этого дилера, и новому владельцу можно предоставить полную историю автомобиля. Нет смысла ставить машину там, где продается другая марка, и потенциальный покупатель ее не найдет.
В общем, дилеры в один голос заявляют – продавать подержанные автомобили пока не прибыльно. Выгода trade-in и сопутствующих продаж подержанных автомобилей для автосалона не столько в получении дополнительного дохода, сколько в увеличении базы клиентов сервисного центра. Часто случается так, что продолжительное время может не быть ни одного предложения по trade-in, потом появится сразу несколько. Хотя последнее время такая услуга применяется все чаще: она стала доступнее и представлена практически в каждом салоне.
И, по мнению аналитиков, уже в следующем году в Самаре могут появиться центры, которые будут заниматься только продажей вторичных автомобилей. Сейчас рынок продаж автомобилей в Самаре насыщен, брэнды поделены и организовать что-то новое сложно. Поэтому автодилеры обратят внимание и на рынок подержанных автомобилей, и создаваемые под них салоны не будут уступать существующим автоцентрам.
Фото: Людмила ЗОЛИНА