Автоград преследуют неприятности: то мэра сажают в тюрьму, то деньги на дороги не дают. А теперь еще выясняется, что АвтоВАЗ залез в долги, мало того – продолжает развиваться неприятная история с грядущей забастовкой.
Руководство АвтоВАЗа подписало с Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG и ЗАО «Райффайзен банк Австрия» (Москва) соглашение о получении кредита на $500 миллионов, которые должны пойти на текущие нужды компании, в том числе на модернизацию производства. Таким образом, общая сумма кредита предприятия насчитывает уже $1,25 миллиардов. Расплачиваться с кредиторами вазовцы полагают после запуска нового семейства «С» – совместного с Magna проектом.
Правда, эксперты сомневаются в том, что автомобиль, который будет стоить никак не дешевле двенадцати тысяч долларов, может сразу стать очень популярным – ведь он встретит серьезную конкуренцию со стороны иностранцев, особенно китайцев, которые уже начали завоевывать сегмент эконом-класса.
Правда, есть надежда, что государство все-таки расщедриться и поможет АвтоВАЗу с его долгами. Дело в том, что вазовцы взяли в кредит миллиард 250 миллионов долларов на модернизацию производства и строительство завода с новым партнером компанией Magna. Впрочем, как заявил председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов, вазовцы хотят получить 750 миллионов долларов, которые тольяттинцы должны внести со своей стороны на строительство СП с Magna. «Мы хотим, чтобы эту часть профинансировало государство», – заявил Чемезов. Однако потребности компании этой суммой не ограничиваются.
Начальник пресс-центра АвтоВАЗа Владимир Арцыков прокомментировал ситуацию с кредитными заемами так: «На зарплату нам хватает, мы исправно кормим 120 тысяч рабочих завода. А для строительства нового производства нам, конечно, нужна поддержка государства».
Поддержка, по мнению аналитиков, не должна ограничиваться только кредитными деньгами. Ведь пока, например, китайский автопром вставал на ноги, первые 5 лет пошлина для иностранцев была 200%. А у нас такая ситуация вряд ли возможна.
Между тем продолжает ухудшаться ситуация внутри автозавода: председатель основного профкома автогиганта Николай Карагин направил письмо руководству АвтоВАЗа. В нем указано, что сегодня зарплата работников АвтоВАЗа индексируется лишь на 72% от общего уровня инфляции, а минимальная зарплата на Волжском автозаводе ниже 1,5 величины прожиточного минимума. Кроме того, до сих пор не подписан договор с негосударственным пенсионным фондом АвтоВАЗа, в соответствии с которым должна начисляться надбавка к пенсии сотрудникам завода.
Руководство предприятия ссылается на то, что первый квартал нынешнего года стал для предприятия провальным, и из-за сбытового кризиса выручка уменьшилась более чем на 4 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя зарплата на ВАЗе в последний месяц весны едва превысила 13 тысяч рублей.