Совет директоров АвтоВАЗа на заседании после годового собрания акционеров принял решение о снижении производственных планов 2007 года. Вместо 771,6 тысяч автомобилей и 188,1 тысяч машинокомплектов до конца 2007 года предприятие выпустит 720,6 тысяч автомобилей и 164,1 тысяч машинокомплектов, то есть на 6,6% и 12,7% меньше, чем планировалось.
Аналитики полагают, что основная причина такого решения – падение продаж из-за роста цен на вазовские машины и конкуренции с все дешевеющими иномарками. Дилеры АвтоВАЗа были довольны таким решением вазовского руководства: они считают, что такой шаг нужно было сделать давно. Хотя у официальных дилеров АвтоВАЗа в Самаре очереди на машины, и, например, все поступающие Lada Priora продаются в буквальном смысле слова «с колес», но менеджеры утверждают, что вазовцев все более теснят китайские автомобили. К тому же дилеров не радует еще один грозный признак перепроизводства – нынешней весной, впервые за многолетнюю практику, не было всплеска покупательского бума. Машины продаются на уровне среднемесячного объема выпуска АвтоВАЗа, поэтому, считают дилеры, сокращение выпуска необходимо для распродажи товарных остатков. А ведь впереди – сезонный спад продаж, который начнется в июле. По мнению экспертов, корректировка объемов производства станет хорошим дополнением к майскому снижению рекомендованной розничной цены на Lada Kalina и Lada Samara, спрос на которые серьезно упал. Напомним, что АвтоВАЗ уменьшил рекомендованные цены на эти автомобили на 5,5%. Потерю маржи АвтоВАЗ обещал возместить дилерам денежными премиями в размере 7% от стоимости автомобиля.
Справка: по данным PricewaterhouseCoopers, в 2006 году в России было продано 2,06 миллиона автомобилей. Рост составил 120% по сравнению с 2005 годом, в том числе 800 000 отечественного производства, 280 000 «российских иномарок» (включая Chevrolet-Niva), 720 000 новых импортных иномарок и 260 000 подержанных. Оборот рынка в PwC оценили в $32 миллиарда. Из них $18,2 миллиарда пришлось на новые иномарки, на импортные подержанные – $3,6 миллиарда, на российские автомобили – $5,8 миллиарда, на иномарки отечественной сборки – $4,4 миллиарда. Причем иномарки все сильнее теснят отечественных производителей из сегментов, в котором позиции отечественных производителей еще несколько лет назад казались незыблемыми, – сегмента эконом-класса и сегмента «автомобиля для бедных», «народного автомобиля».
По данным Ernst & Young, еще в 2005 года доля АвтоВАЗа на российском автомобильном рынке составляла 40%. Но из-за роста популярности иномарок в 2006 году упала до 35%. Эксперты ожидают дальнейшее падение доли отечественного автогиганта на рынке до приблизительно 30-32% в 2007 году. Падать доля будет и в дальнейшем.