Две новости, связанные с ОСАГО, очень обрадовали самарских автомобилистов: в правительстве РФ зашла речь о том, что теперь обязательную страховку будет выплачивать собственная компания автовладельца. И второе – Минфин выступает с инициативой снять ограничение на максимальный размер компенсации имущественного ущерба при ДТП, который можно будет урегулировать напрямую через своего страховщика. Теперь министерство решило отказаться от ограничений в 25 тысяч рублей. Главное условие больших выплат то, что в каждом конкретном ДТП не должно быть более двух участников, у каждого из них должен быть полис ОСАГО. При этом покрываться будет только ущерб, нанесенный имуществу.
Вдобавок в законопроект включено требование, по которому участвовать в системе прямого урегулирования и так называемом Европейском протоколе будут обязаны все страховщики, входящие в Российский союз автостраховщиков (РСА). Кроме того, законопроектом предусмотрено и установление лимита ответственности за причинение вреда жизни и здоровью каждому из пострадавших – 240 тысяч рублей.
Но самарские автовладельцы к будущим изменениям законодательства об ОСАГО относятся настороженно. «Страховщики всегда найдут способ снизить выплаты», – считает владелец Toyota Corolla Андрей Снегирев, долго и упорно судившийся со страховыми компаниями.
Свой собственный случай он воспринимает как вполне рядовой: в него въехала «Газель» на кольце. Причиненный ущерб оценили в 98 тысяч, а с учетом износа (машина у Андрея семилетней давности) сумму снизили до 67 тысяч. Снегирев пошел в суд. Оценочная компания, куда обратился уже сам автовладелец, оценила ущерб на десять тысяч дороже. Но суд постоянно откладывали, страховщики постоянно настаивали на новой оценке, а банк, где Андрей взял кредит для покупки машины, требовал выплаты процентов. Поэтому автовладелец махнул рукой и решил согласиться на 67 тысяч.
Так занижают или нет выплаты после аварии? Мнения автовладельцев разделились.
«В половине случаев, когда приходилось сталкиваться мне или моим знакомым, с выплатами по ОСАГО после аварий, выплаты занижались. В половине - выплатили практически все, – вспоминает директор фирмы «Позитив» Татьяна Волкова, – это я сужу по оценкам ремонтников, которые занимались восстановлением машины после аварии. Они уверяют, что все-таки страховщики частенько стараются недоплатить за ремонт».
«Вообще-то у нас может быть все, что угодно, – откомментировал вопрос помощник начальника ГУ ЦБ РФ по Самарской области Павел Ледодаев. – Хотя в нашей семье все – примерные водители и ни разу не попадали даже в мелкое ДТП. Сам я езжу уже пять лет, столько же времени плачу за страховку, а выплатами пользоваться не приходилось».
«Я считаю, что страховщики, напротив, завышают выплаты, а не занижают, – уверен директор сети магазинов «Электромикс» Олег Бирюков, – сами посудите: если вы с утра купили автомобиль и застраховали его, а днем попали в ДТП, страховщики обязаны вам выплатить ущерб. Потом, если на дороге в аварию попала старенькие «Жигули», которым красная цена – десять тысяч рублей, а ремонта там на пятьдесят тысяч набегает, так с какой стати за нее платить эти самые пятьдесят тысяч? Нужно учесть возраст старушки. Вообще в законе об ОСАГО далеко не все продумано нормально. Одно дело – оплатить ремонт новенькой иномарки, за которую владелец исправно платит и каско, и ОСАГО, и дорожные налоги, и совсем другое – восстановить полуразвалившийся рыдван, которому место на автомобильном кладбище».