Недавно мы сообщали о первых серьезных сокращениях на тольяттинском автогиганте. Речь шла о полутора тысячах человек. Вообще же предполагается, что будут сокращены пять тысяч рабочих мест. Сэкономленные средства топ-менеджмент планировал потратить на повышение зарплат оставшимся сотрудникам. В конечном итоге это позволит повысить зарплату оставшимся всего на полтора процента, чего явно недостаточно – ведь средний заработок на АвтоВАЗе составляет около 12 тысяч рублей. Заметим, что профсоюз требует поднять зарплату минимум на три процента.
По данным эмитента, в 2006 году среднесписочная численность персонала составляла 112,2 тысячи человек, таким образом, на одного сотрудника предприятия приходится около 6,4 отгруженных в прошлом году автомобилей, что является весьма низким показателем. Представитель АвтоВАЗа Иван Скрыльник подтверждает, что завод планирует «постепенное сокращение численности управленческого персонала за счет ухода людей на пенсию, естественной ротации кадров, а также ликвидации незаполненных вакансий».
АвтоВАЗ не первый год сокращает персонал. По данным профкома предприятия, за два года численность сотрудников уменьшилась со 118 иысяч до 108 тысяч человек, но массовых увольнений не было.
В некоторых СМИ появились заявления о том, что в целом на предприятии предполагается сократить численность сотрудников АвтоВАЗа на 5 268 человек до 1 октября 2007 года. Сокращение предлагается провести за счет «руководителей, специалистов, служащих и вспомогательных рабочих».
При общей численности 100 тысяч работающих АвтоВАЗ выпускает около 730 тысяч автомобилей. Для примера, численность сотрудников Toyota – около 300 тысяч человек, однако они производят в 12,5 раза больше автомобилей. На заводах Renault трудится около 130 тыс. рабочих, которые выпускают 2,5 миллиона автомобилей.
Отразятся ли на самарцах сокращения на ВАЗе? Удастся ли сокращенным найти рабочие места?
«Если речь идет только о пенсионерах, то вряд ли, – считает директор кадрового агентства «Парашют» Ольга Бочкарева. – Сейчас требуются люди в основном в возрасте до сорока лет. Если же речь идет о менеджерах среднего звена, то их трудоустройство будет зависеть от конкретного трудового опыта, образования и квалификации. Вообще же я считаю, что работу как в Тольятти, так и в Самаре найти можно. Сейчас в Автограде открывается множество филиалов западных кампаний, которым требуются сотрудники. А в Самаре, если уж человек, например, будет согласен на переезд, есть множество рабочих вакансий».
«Не думаю, что люди, которые всю жизнь проработали на АвтоВАЗе, смогут быстро найти себе работу, – возражает заместитель директора ООО «Запчасти и сервис» Андрей Морозов, – у нас не так уж много предприятий, где требуются, например, рабочий с конвейера. В Самаре предприятия автопрома небольшие, множество частных ООО, где уже все устроены по специальности».
«Вряд ли сокращения на АвтоВАЗе серьезно скажется на самарцах, – считает директор фирмы «Берег» Игорь Филиппов, – тем более, на ценах на недвижимость. То есть в настоящее время никакого движения на рынках недвижимости не наблюдается».