По-прежнему в рейтинге продаж в нашей стране лидирует вазовская «классика»: как подсчитали эксперты, на ее долю по итогам первых месяцев года приходится 8,8 процента от общего числа продаваемых машин. АвтоВАЗ поэтому не только не торопится расставаться с «классикой», но и постоянно подновляет ее. Так, Lada 2105 и Lada 2107 получили новый цвет кузова – бежевую эмаль «капучино». В июне выпустят одну тысячу бежевых машин.
Всего за пять месяцев 2007 года на АвтоВАЗе выпущено свыше 82,5 тысячи автомобилей Lada 2105 и Lada 2107.
Впрочем, чтобы поправить собственные пошатнувшиеся позиции, руководство АвтоВАЗа решилось на непопулярные шаги: сокращение персонала и избавление от так называемых непрофильных активов. Ведь за прошлый год вазовцы уступили иномаркам 11 процентов от общей доли рынка новых авто. А если брать совокупные показатели объема выручки на российском рынке Toyota и Lexus, то он в нынешнем году сравняется с выручкой АвтоВАЗа, а может быть, и покроет ее.
Итак, с чем же готов расстаться новый топ-менеджент АвтоВАЗа? Руководство автогиганта определилось с перечнем своих непрофильных активов. Предполагается вывести из состава компании объединение дошкольных и образовательных учреждений, комбинат общественного питания, объединение бытовых учреждений, центр социальных программ, технический музей, управление службы безопасности и ряд других. Всего в списке фигурирует порядка 80 аффилированных ВАЗу структур. Ряд из них будет передан в муниципальную и федеральную собственность с прекращением финансирования их хозяйственной деятельности со стороны завода, другие планируется выделить в дочерние общества и некоммерческие организации, три объекта и вовсе предлагаются к списанию.
При Владимире Каданникове содержание объектов соцкульбыта, впрочем, как и новое строительство, поощрялось и поддерживалось. Но сейчас вазовцам не до жиру. В пресс-службе ВАЗа сообщили, что руководство завода продолжает заявленный курс на вывод всех активов, не имеющих непосредственного отношения к выпуску автомобилей. «Реализация непрофильных активов позволит нам сфокусироваться на нашей главной задаче – производстве качественных автомобилей», – пояснили в пресс-службе, отметив, что пока готов только предварительный список непрофильных активов. Они будут переданы муниципалитету до конца нынешнего, а некоторые – до конца первого квартала 2008 года. Все объекты социального назначения будут использоваться прежде всего в интересах реализации социальных обязательств предприятия перед работниками, поэтому ни о каком росте социальной напряженности говорить не приходится. В пресс-службе тольяттинского завода также отметили, что объекты, выставленные на реализацию, будут продаваться на конкурсной основе, а квартиры в бывшей гостинице «Лада» передадут жильцам-сотрудникам автозавода по остаточной стоимости. Приказ об этом уже подписан. Правда, что будет с трудовыми коллективами тех предприятий, что отойдут от автогиганта, сколько они будут теперь получать – неясно.