Российский ГЛОНАСС, который начал развиваться еще около 20 лет назад, наконец появится на отечественных автомобилях. Как сообщил замминистра транспорта Евгений Москвичев, все машины российского производства к 2011 году будут оснащены приемниками ГЛОНАСС-GPS. «Внедрение системы ГЛОНАСС на транспорте будет полностью завершено к 2011 году, – заявил он. – И мы надеемся, что к этому времени наши автомобилисты получат от заводов машины со встроенными приемниками ГЛОНАСС-GPS. Получается, что система будет совместима с американской, имеющей широкое распространение по всему миру. Кроме владельцев автомобилей, отечественной навигационной системой будут оснащены все поезда.
Запуск навигационных спутников ГЛОНАСС будет осуществляться с космодрома Плесецк на ракетах-носителях «Союз-2». Это обеспечит независимость России по выводам на орбиту собственных космических аппаратов.
Порядка 10 лет назад под эгидой Роскосмоса была запущена программа по развитию ГЛОНАСС. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, на сегодняшний день спутниковой аппаратурой оснащаются суда, самолеты и вертолеты, автомобильный и железнодорожный транспорт. Для координации работы развернуты береговые и наземные системы управления, и в перспективе ГЛОНАСС войдет в массы еще более широко.
Кстати, еще в мае Президент РФ Владимир Путин подписал указ о российской навигационной системе ГЛОНАСС. Ее услуги будут предоставляться всем потребителям на безвозмездной основе: «Доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений… для обеспечения безопасности РФ аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС».
При этом специалисты в Самаре относятся к нововведению пока настороженно, поскольку оно вызывает у них массу вопросов. «Что касается выпуска и дешевизны приемников ГЛОНАСС, то я сильно сомневаюсь в достижимости этой цели, – с изрядным скепсисом заметил корреспонденту 63.ru системный администратор фирмы, специализирующейся на спутниковых системах Олег Ракушев. – Правда, первый вице-премьер Сергей Иванов тонко намекнул, что Китай хочет присоединиться к ГЛОНАСС. В этом случае вопрос – «Кто будет делать приёмники?» – вообще не стоит. Но в стоимости приемников GPS традиционно закладывается некая денежка, идущая в бюджет GPS, типа разовой оплаты услуг на всё время работы приемника, значит, приемник вряд ли будет дешевым. Он станет относительно дешевым тогда, когда за дело возьмутся соответствующие полупроводниковые брэнды. То есть, то же самое, что и в случае GPS. Поскольку не знаю, отличаются ли по частотному диапазону эти две системы, надеюсь, что не сильно, и дело может свестись только к прошивке существующих систем GPS».
По мнению Олега Ракушева, чтобы приемник был дешев, нужен массовый выпуск, а для массового выпуска нужен массовый платежеспособный спрос. Спрос возникнет только, если новая на рынке система будет как минимум не хуже старой (GPS) – по надежности приема, охвату, точности позиционирования. Хотя автомобилистам будет удобно: задал необходимый адрес, и навигатор сам приведёт тебя к месту назначения (подсказывая по дороге, куда и через сколько метров повернуть, где сбавить скорость и так далее). «А вообще недавно я прочитал, что стоимость российского гражданского индивидуального, - отметил господин Ракушев, – и может составить от $100 до $400. Так что насчет дешевизны… Громко сказано».
Справка: развертывание ГЛОНАСС началось 2 октября 1982 года. В сентябре 1993 года вступила в строй первая очередь ГЛОНАСС, состоящая из 12 спутников. Количество спутников в 2005 году возросло до 17 против 14 в 2004 году. В ближайшие годы группировка будет пополняться аппаратами нового поколения «ГЛОНАСС-М» с ресурсом работы семь лет и «ГЛОНАСС-К» с ресурсом работы десять лет.
В рамках утвержденной Федеральной космической программы к концу 2007 года орбитальную группировку российской глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС) планируется довести до минимального уровня в 18 космических аппаратов.
ГЛОНАСС является российским аналогом Системы глобального позиционирования (GPS), созданной министерством обороны США.