В Санкт-Петербурге недавно прошла акция протеста «Черные флаги», сто пятьдесят участников которой выступали против произвола гаишников. Повод – ДТП, в котором погиб 24-летний Евгений Григоровский и виновником которого считают Ford Focus, принадлежащий ГИБДД Петербурга и Ленинградской области, с номером «О 0358» и надписью «Специальный батальон сопровождения». Иномарка шла по встречной полосе, где в тот момент оказался Opel Calibra. Григоровский пытался уйти от столкновения, его автомобиль развернуло и ударило о столб освещения. Сотрудники ГИБДД, ехавшие в Ford Focus и видевшие это ЧП, даже не остановились, а скрылись с места происшествия. ГИБДД Петербурга заявила, что Ford Focus с синим номером «О 0358», который, по словам очевидцев, был виновником ДТП, находился в это время на съемках киностудии «Ленфильм» в другом месте. Во время допроса, проведенного следователем Главного следственного управления, свидетели назвали еще один номер. Но автомобиль с названным ими номером «даже не выезжал из гаража».
Авария вызвала большой резонанс. Организаторы «Черных флагов», учитывая московский опыт (участников аналогичного мероприятия все время тормозили сотрудники ГИБДД), просили всех водителей тщательно укомплектовать аптечки, проверить наличие огнетушителя и домкрата и скрупулезно соблюдать правила дорожного движения. Как только на машинах укрепили черные флаги, они тронулись в путь.
Очень многие самарские водители считают, что недавнее повышение санкций за нарушения ПДД – только повод для гаишников собрать большее количество денег, а совсем не способ изменить ситуацию на дорогах:
«Я не верю, что если за непристегнутый ремень будут брать в десять раз больше, чем раньше, это заставит всех пристегиваться. Я лично знаю водителей, которых такой ремень довел до серьезных травм – перелома ребер, – весьма взволнованно прокомментировал ситуацию с ПДД директор самарского филиала РА «Котангенс» Андрей Семенцов. – Между тем я считаю, что сами гаишники часто нарушают правила и им за это ничего не бывает».
Кстати, сами работники ГИБДД считают, что их техническое перевооружение поможет справиться и с недоверием публики и привлечь всех тех, кто ускользнул от внимания работников ГИБДД на дороге: скоро на российских улицах появятся работающие в автоматическом режиме специальные технические средства с функциями видеозаписи, фото-и киносъемки.
Тем временем поддержать гаишников решил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он выступил за полный запрет употребления алкоголя за рулем и готовит соответствующую законодательную поправку. Миронов сделал это заявление в связи с изменениями Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Миронов, поддерживая необходимость ужесточения наказаний за нарушения ПДД, резко протестует против поправки, которая вступает в силу с 2008 года и разрешает управлять транспортным средством при наличии у водителя 0,3 промилле алкоголя на литр крови. По мнению спикера, это может способствовать «росту коррупции на дорогах и увеличению аварийности». Он говорит, что даже сейчас, когда существует полный запрет на алкоголь за рулем, из-за пьяных водителей погибают тысячи человек, и можно предположить, что нововведение только лишь увеличит эти цифры.
Спикера верхней палаты поддерживают участники нашего опроса.
«Я всеми руками «за» ужесточение наказаний! – заявила директор ООО «Самарское время плюс» Мария Грамматина, – сколько раз наблюдала такую картину: сидит за рулем гражданин, который одной рукой крутит «баранку», а другой держит возле уха телефон. Причем все это они проделывают при пересечении очень опасного перекрестка, не глядя по сторонам, не реагируя на обстановку!»
«Я полностью «за» введение новых штрафов, – отмечает сотрудник пресс-службы думы городского округа Самара Наталья Артемьева, – я очень часто езжу по городу с водителем и вижу, как безобразно ведут себя на дорогах наши самарские водители. И на трассах (мне часто приходится добираться до соседних городов) часто наблюдаю крупные и серьезные аварии со смертельными исходами. Да что там говорить! Весной я стала свидетельницей совершенно жуткого ДТП – машину, в которой я ехала с водителем, стал догонять другой автомобиль, еще минута – и я была бы на капоте. Буквально в последнюю секунду догонявшее авто вынеслось на встречную полосу, чтобы избежать столкновения с нами и врезалось в другой автомобиль. Еще секунда – и визг тормозов, грохот столкновения... Кошмар. Так что я голосую «за». Правда, опасаюсь, что даже высокие штрафы вряд ли серьезно повлияют на ситуацию – уж слишком много у нас в городе желающих полихачить».
«Штрафовать надо, и суммы должны быть серьезными, – прокомментировал ситуацию политолог Лев Павлючков, – и за непристегнутый ремень, и за неиспользование гарнитуры для сотового телефона. Ситуация, когда у нас погибает несколько десятков тысяч человек в авариях, ставит Россию в один ряд со странами третьего мира. Боюсь, правда, что многие начнут завидовать нашим гаишникам – ведь у МВД самый низких рейтинг доверия среди остальных министерств и ведомств нашей страны. Но это уже вопрос самих милиционеров. Во всем мире, когда берутся такие большие штрафы, то они первым делом направляются на совершенствование дорожной структуры. Вот в Москве и других крупных городах, кое-где и у нас в Самаре, начали устанавливать видеокамеры, которые фиксируют нарушение и позволяют потом минимизировать действие человеческого фактора. Что же касается применения телефонной гарнитуры, то во многих странах, например в скандинавских, вообще запрещают разговаривать за рулем – и я считаю, что это правильно. Мало ли что могут сказать по сотовому! Что у вас неприятность, что уволили с работы... Представляете себе стресс? А человек в этот момент управляет автомобилем!»
Кстати: разговор по мобильному телефону во время движения без использования гарнитуры во всем мире считается серьезным нарушением.
Например, в Великобритании минимальный штраф за эту провинность – 60 фунтов стерлингов (около трех тысяч рублей), а максимальный (для попавшихся не в первый раз водителей автобусов, тяжелых грузовиков) – 2 500 фунтов. Запрет на использование мобильника во время движения действовал и в России, но до 11 августа 2007 года никаких денежных санкций закон не предусматривал. Но даже появившийся штраф в 300 рублей (что в десять раз меньше, чем в Великобритании) едва ли уменьшит число любителей поболтать за рулем. Даже в руководстве ГИБДД признают, что эта мера носит скорее «профилактический характер», так как доказать факт разговора по телефону сложно.