Уже год АвтоВАЗ не повышает отпускные цены на свою продукцию. Последний раз это было в сентябре прошлого года. Среднее удорожание автомобилей по модельному ряду АвтоВАЗа тогда составило порядка одной тысячи рублей. «Классика» подорожала на 500-700 рублей, седаны «десятки» – в среднем на 500-1000 рублей, в зависимости от комплектации. Интересно, что цены на автомобили семейства «Самара» не изменились, как и отпускные цены на автомобили Lada Kalina.
Как утверждал новый президент ООО «Группа АвтоВАЗ» Борис Алёшин на вчерашней пресс-конференции, успех стратегии предприятия прост: «Большой объём продаж, высокая рентабельность и большая чистая прибыль».
Но, несмотря на оптимистичный общий тон заявлений, Алёшин предполагает, что АвтоВАЗ может быть продан Олегу Дерипаске – если продавец и покупатель сойдутся в ценах. А пока в планах нового главы тольяттинского автогиганта – продолжить разработку нового семейства с канадским концерном Magna, сократить административные издержки.
Нельзя сказать, что менеджеры от Рособоронпрома, пришедшие на предприятие после Каданникова, совсем не пытались изменить ситуацию. Вазовцы сконцентрировали усилия на улучшении качества выпускаемой продукции, на реализации программы мер по снижению издержек и непроизводственных потерь и на усилении борьбы с хищениями и недостачами.
Значительно увеличилось производство хэтчбеков Lada Kalina, продажи которых начались незадолго до последнего повышения цен – в августе 2006 года. В апреле 2007 года начались продажи седанов Lada Priora. Начиная с июля 2007 года автомобили Lada Kalina стали выпускаться в трех комплектациях – «стандарт», «норма» и «норма с элементами люкс». В августе Lada Kalina, наряду с двигателями объемом 1,6 литра, стала оснащаться двигателями объемом 1,4 литра, имеющим улучшенные показатели по мощности, расходу топлива и экологичности. В сентябре 2007 года были выпущены пилотные партии Lada Kalina с антиблокировочной системой. В продажу автомобили с новой, востребованной рынком опцией поступят уже в октябре.
Тем не менее не решен главный, социальный вопрос. Так, на своей вчерашней пресс-конференции Борис Алёшин заявил, что готов вступить в диалог с независимым профсоюзом «Единство» по поводу повышения заработной платы рабочим. Напомним, что профсоюз требовал довести зарплату рабочих до 25 тысяч рублей в месяц. Менеджмент предприятия не согласился с требованиями бастующих и принял жесткие меры к ним – вплоть до увольнения. По оценке лидера вазовского профсоюза «Единство» Петра Золотарёва, сегодня средняя зарплата рабочих автозавода составляет от 7 до 15 тысяч рублей. При этом 10 тысяч – средний заработок, признаваемый даже официальным профсоюзом, а 15 тысяч – средняя зарплата промышленно-производственного персонала по оценке руководства завода (точнее – 14 658 рублей).
Кроме того, есть так называемый социальный пакет, который в денежном выражении на одного работника ВАЗа составляет около 30 тысяч рублей в год. В результате, как официально сообщила пресс-служба группы «АвтоВАЗ», за первое полугодие 2007 года на социальные нужды заводчан направлено около двух миллиардов рублей. По скромным подсчетам специалистов, каждый работающий на автогиганте произвел за год 6,5 автомобиля – на сумму 1,3 миллиона рублей. То есть доля зарплаты в стоимости продукции составила 13,8 процента. Если зарплату увеличить до 25 тысяч, то ее доля составит 23 процента. Для сравнения: в автомобильной корпорации «Дженерал моторс» эта доля составляет 65%.