Практически каждый день, проезжая кольцевые перекрестки Самары, я вижу на них пробки из-за мелких (или не очень) ДТП. Сколько уже писали о правилах движения на самых аварийных перекрестках города – круговых, а воз и ныне там. Порой, когда на кольце сходятся с разных сторон сразу три или четыре плотных потока движения, заехать (или выехать) с них становится практически невозможно. Тем временем давно известно: организация кругового движения позволяет снизить количество ДТП с травматизмом на 25-35%. Это относится как к пересечениям, которые ранее регулировались обязанностью уступить дорогу, так и к пересечениям, которые ранее регулировались светофорами. Риск ДТП с человеческими травмами при круговом движении (количество ДТП на 1 миллион въезжающих на кольцевое пересечение транспортных средств) гораздо ниже, чем для любого другого типа пересечения в одном уровне.
Только за прошлый год в Самаре на пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе произошло более 500 аварий. Более 250 автокатастроф зафиксировано на пересечении Московского шоссе и улицы XXII Партсъезда. Практически ежедневно происходят аварии на перекрестках улицы Авроры и Московского шоссе, проспекта Кирова и улицы Стара-Загора, Московского и Ракитовского шоссе. Везде речь идет о кольцевых перекрестках.
Причем, что самое интересное, на тольяттинских кольцевых развязках такого не случается. Не потому ли, что движение в Автограде менее плотное, лучше организованное и к тому же на многих круговых перекрестках там стоят светофоры?
Игорь Чугунов, заместитель УГИБДД УВД Самары, считает, что, если водитель вовремя проходит нужный ряд и занимает нужную полосу движения, вероятность попасть в ДТП минимальна. «У нас водители зачастую игнорируют требования правил. Из водителей, которые в три ряда пытаются выехать с кольца, только едущие в правом ряду не нарушают правила, – констатирует представитель УГИБДД. – В двух других так и стоят параллельно, начинают нервничать, загораживать друг другу видимость, что создает предпосылки для мелких столкновений».
Водители считают, что действующие ПДД отдельно не оговаривают алгоритм проезда кольцевых развязок. Собственно говоря, понятие «перекресток, на котором организовано круговое движение» там встречается всего один раз.
Обратимся к правилам ПДД: кольцевой перекресток следует рассматривать как обыкновенный перекресток, на котором можно двигаться в любом из четырех направлений: направо, прямо, налево и в обратном направлении. Значит, и правила проезда такого перекрестка должны применяться обычные: либо общие правила маневрирования, либо требования указательных знаков.
Поскольку указательных знаков на перекрестке нет, водители должны руководствоваться общими правилами маневрирования, то есть определять способ проезда этого перекрестка исходя из раздела 8 ПДД. Этот раздел определяет въезд, выезд и передвижение по кольцевому перекрестку. Въезжая на кольцевой перекресток или выезжая с него, водитель выполняет ни что иное, как правый поворот, потому что само кольцо считается дорогой с односторонним движением.
Правила выполнения правого поворота четко оговариваются. Водитель, выполняя правый поворот, должен занять крайнее правое положение (максимально приблизиться к правому тротуару или обочине) и выбрать траекторию поворота опять же максимально приближенно к правому тротуару или обочине.
Таким образом, упрощенно говоря, правый поворот выполняется так: въезжаем на перекресток с крайней правой и выезжаем на крайнюю правую. Это правило будет справедливо и при проезде кольцевого перекрестка.
В порядке исключения правый поворот при въезде на кольцевой перекресток может выполняться с любой попутной полосы (с крайней правой, средней, или с крайней левой).
Однако, это исключение действует только в случае въезда на кольцевой перекресток. При выезде с него водитель должен строго придерживаться «правила правого поворота». То есть выполнять правый поворот (выезжать с кольцевого перекрестка) с крайней правой полосы или, по-другому, с внешнего кольца.
Может возникнуть вопрос, а для каких целей на кольцевом перекрестке предназначены средняя и левая полосы (иначе, среднее кольцо и внутреннее кольцо)? Во-первых, иной порядок движения на кольцевом перекрестке может оговариваться указательными знаками. А во-вторых, если указательные знаки не оговаривают иной порядок маневрирования, то среднее и внутреннее кольца предназначены для тех водителей, которые двигаются по кольцу. То есть, водитель может двигаться по кольцевому перекрестку в пределах любой полосы, (внешней, средней, внутренней), однако, выезжая с кольцевого перекрестка (выполняя поворот направо), он обязан занять крайнее правое положение или внешнее кольцо.
Правила предполагают, что перед въездом на такой перекресток нужно включать правый поворотник, но в действительности большинство водителей так поступают, только если собираются уйти с кольца на ближайшую примыкающую дорогу справа. Остальные включают левый либо вовсе ничего не делают. Съезжать с кольца водитель обязан с крайнего правого ряда. Однако интенсивность потока зачастую заставляет водителя уходить с кольца из всех рядов.
Итак, что же нужно знать о круговых перекрестках?
При въезде на такие перекрестки не обязательно занимать крайнее правое положение. То есть поворачиваем с любой полосы, не забывая включить правый поворотник. Перекресток с круговым движением – нерегулируемый перекресток, поэтому на нем действует правило «Уступи помехе справа». Таким образом, если перед въездом не стоит знак «Уступи дорогу», то мы въезжаем на перекресток первыми, а те, кто находится на круге, должны нас пропустить.
А если знак установлен – пропускаем все машины и потом уже поворачиваем.
Что касается выезда с перекрестка, то здесь действует общее для всех перекрестков правило: для поворота направо необходимо занять крайнее правое положение и повернуть можно только на крайнюю правую полосу.
Еще раз напомню: въезжаем с любой полосы, выезжаем – только с правой.
Остановка и стоянка на таких перекрестках разрешена при выполнении условий стоянки и остановки (не ближе пяти метров от пересечения проезжих частей и так далее)