На вчерашнем совместном заседании комитетов городской думы по бюджету и социальной политике главной темой стало обсуждение вопроса о пассажирских перевозках.
После последнего повышения цен на проезд в самарских маршрутках стало заметно просторнее: водители не сажают дополнительных пассажиров, опасаясь штрафов, к тому же обязательно «отоваривают» их билетиками. Тем не менее коммерческий транспорт по-прежнему остается «больной темой» в городе. Муниципальных автобусов практически нет, а частные перевозчики грешат отсутствием водительской дисциплины – их транспорт зачастую не содержится в нормальном виде, а о медицинском контроле на линиях, выпускающих «газелистов» в город, по-прежнему приходится только мечтать.
Депутаты отметили, что нарекания на работу муниципалов также достаточно велики: обеспечивает перевозку пассажиров лишь на 15-18% и заканчивают работу задолго до окончания светового дня. Интервалы движения продолжительностью до часа и более не компенсируются низкой стоимостью билета. А в некоторые районы города и вовсе не идут муниципальные автобусы и троллейбусы, или их так мало, что пассажирам приходится полагаться только на коммерческий транспорт. А последние работают вовсе без всякого графика, заканчивая маршрут тогда, когда им заблагорассудится. К тому же плату за проезд они взимают по-разному: непонятно, почему, например, за 247-ой маршрут приходится платить 15 рублей за проезд, а за 261-ый, который идет во многом по тому же маршруту, берут только 12 рублей.
Депутаты на совместном заседании двух комитетов приняли компромиссное решение, не став разделять перевозчиков по тому, в организации какой формы собственности они работают. Было решено создать совместный рабочий орган, который бы рассмотрел все существующие проблемы: от графика до безопасности пассажиров. Результатом совместной работы должен стать коллективно выработанный и законодательно выверенный документ, на основании которого могут быть отрегулированы взаимоотношения частных предпринимателей и органов исполнительной власти.
В планах депутатов – обсудить в ближайшее время вопрос о налогах и сборах с транспортников на ближайший год. Было предложено, чтобы сами частные предприниматели приняли участие в обсуждении бюджета. Самое интересное, что депутаты не исключили возможности снижения налогов – но только если перевозчиками будут учтены интересы пассажиров в оплате проезда.
А вот как комментирует работу альтернативного транспорта частный перевозчик Андрей Столяров. «Я работаю на городском маршруте уже четвертый год. Надо отметить, что ежегодно мои статьи расходов увеличиваются, и в нынешнем году я продал свою «Газель» транспортной частной организации, – рассказывает водитель. – В одиночку уже очень сложно выживать, учитывая расходы на бензин, содержание машины, налоги, бухгалтерию. Плохо то, что план по сборам все время увеличивается, и получается, что я должен приносить работодателю все большую и большую сумму денег. Конечно, поднимать плату за проезд резко – не лучший выход из положения, я понимаю. Но, с другой стороны, у меня на маршруте нет конкурентов-муниципалов. Так что если я завтра попрошу за проезд 20 рублей, люди все равно будут платить – а куда они денутся?»