Всемирная организация здравоохранения опубликовала статистику гибели людей в результате дорожных аварий: ежедневно на дорогах погибают более трех тысяч человек, большая часть которых – молодые люди от 15 до 44 лет.
При этом доля молодежи в возрасте 18–24 лет составляет около 10% всего населения, а доля ее среди погибших в результате ДТП составляет 25%. Дело в том, что число молодых водителей с малым стажем и недостаточным опытом постоянно растет. «Молодые» чаще попадают в ДТП, во-первых, оттого, что сознательно нарушают правила дорожного движения, во-вторых, у них нет навыка управления автомобилем или же мотоциклом в экстремальных условиях. И, в-третьих, именно среди молодых водителей высок процент тех, кто садится за руль пьяным или в состоянии наркотического опьянения. К сожалению, программы в школах не предусматривают обучения именно такому вождению, они дают лишь первоначальные навыки умения водить автомобиль или мотоцикл.
Самая высокая степень риска попасть в ДТП приходится на водителей-подростков. Как показали исследования в развитых странах, риск особенно велик в первые 12 месяцев после получения водительских прав. Изучение статистики жертв, погибших при автомобильных авариях, помогло понять, что водители в юношеском возрасте в пять раз чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем люди 30 лет и старше, при одинаковом уровне содержания алкоголя в крови (УСАК). Водители-подростки с УСАК 0,03 г/дл, везущие двух или больше пассажиров, в 34 раза больше подвергаются риску попасть в аварию, чем водители 30 лет и старше, везущие одного пассажира, с УСАК, равным нулю.
Специалисты предлагают выдавать после обучения временное водительское удостоверение – сроком на один год. Только по истечении этого срока будет выдаваться постоянное водительское удостоверение. Для получения прав водитель, получивший временное удостоверение, должен будет в течение года ездить, не нарушая правил дорожного движения. Если в этот период водитель допускает нарушения правил дорожного движения, он будет проходить дополнительное обучение, продлится срок временного водительского удостоверения. Это необходимо для того, чтобы снизить уровень аварийности среди молодых водителей.
Как считает главный специалист одной из самарских школ вождения Андрей Переверзнев, водители в большинстве случаев сами создают себе сложности на дорогах. «Посмотрите, что творится на самарских улицах: водители очень часто «подрезают», выскакивают на зеленый свет на перекрестках, на высокой скорости пытаются вписаться в плотный дорожный поток. В таких условиях молодым водителям без навыка экстремального вождения на улицах делать нечего».
Примеры безрассудного поведения на дорогах долго искать не приходится. Вот только несколько случаев последних аварий: девушка 1988 г.р., стаж с 2006 года, управляя «ВАЗ-21140» 2006 года выпуска, при выезде с прилегающей территории АЗС «Юкон» на трассу М-5 не выполнила требования ПДД уступить дорогу транспорту, двигающемуся по главной дороге слева, в результате чего столкнулась с автомобилем «МАИ ЦГА 26356». В результате ДТП пострадала сама, получив закрытый фрагментальный перелом правого надколенника, и пассажир в ее машине, 1987 года рождения: он не был пристегнут ремнем безопасности, получил закрытый перелом второй, третей плюсневых костей левой стопы, ссадины лба.
В тот же день в поселке Суходол Сергиевского района на пересечении улиц Школьная и Суслова водитель 1988 г.р. управлял автомашиной «ВАЗ-21065», стаж с 2006 года. Двигаясь по улице Школьной при повороте налево по ул. Суслова, не выполнил требования ПДД – уступить дорогу пешеходу, пользующемуся преимуществом движения, и допустил наезд на женщину 1932 г.р. В результате ДТП бабушка была госпитализирована в Сергиевскую ЦРБ с диагнозом: СГМ, ушибленная рана теменной области слева.
16 сентября в Самаре водитель 1980 г.р., стаж с 30.03.2007 года, управляя «ВАЗ-21093», ремнем безопасности не пристегнувшись, следуя по ул. Вилоновской от ул. Ленинской в сторону ул. Самарской. В пути следования на пересечении улиц Вилоновской – Садовой не справился с рулевым управлением (отвлекся от управления) допустил наезд на препятствие – бетонный блок. В результате ДТП пассажир – женщина 1968 г.р., находившаяся на переднем пассажирском сидении, не пристегнутая ремнем безопасности – получила телесные повреждения. Диагноз: ушибы, ссадины мягких тканей головы и лица.