Заявления главы Рособоронэкспорта Сергея Чемезова поставили все точки над «i»: чтобы поднять АвтоВАЗ, требуется привлечь серьезных инвесторов. А для этого, оставив себе (то есть государству) блокирующий пакет, распродать оставшиеся акции крупным стратегическим партнерам. Кто выступит в роли этих самых партнеров – пока неясно. По одной версии, четверть акций достанется иностранному автоконцерну, еще одна четверть – металлургам, и остальные пойдут в свободную продажу.
Правда для того, чтобы совершить такую «реструктуризацию», нужно, прежде всего, окончательно уничтожить перекрестную схему владения автогигантом, доставшуюся в наследство от Бориса Березовского. В этом случае 75% акций АвтоВАЗа общей стоимостью почти в четыре миллиарда долларов окажутся во владении Рособоронэкспорта.
Главными претендентами на четверть акций автогиганта от зарубежных инвесторов называют французский Renault и итальянский Fiat. От металлургов – «Северсталь» и «Металлоинвест». Остальной пакет акций в 25% планируется реализовать на бирже.
Заграница нам поможет?
Главный вопрос – готовы ли сами иностранцы к такому повороту событий? Напомним, что переговоры с итальянцами уже закончились один раз безрезультатно. О переговорах с Fiat говорил еще в июле нынешнего года губернатор области Владимир Артяков. Тогда речь шла о создании совместного производства, мощность которого должна была составить «минимум 450 тысяч силовых агрегатов в год». Артяков уточнил, что АвтоВАЗ и Fiat обсуждают прямую поставку на конвейер тольяттинскому автогиганту дизельного двигателя объемом 1,3 литра и бензинового – объемом 1,4 литра, а в перспективе могут начать их производство. Стоимость двигательного завода Владимир Артяков оценил в $800 миллионов Кроме того, он рассказал, что АвтоВАЗ и Fiat договариваются о создании нового автомобиля класса «В» на перспективной платформе Fiat.
О том, что Fiat может стать технологическим партнером АвтоВАЗа, впервые на авиасалоне во французском Ле-Бурже заявил глава совета директоров завода, гендиректор ФГУП Рособоронэкспорт Сергей Чемезов. Правда речь шла о создании машины класса «А», стоимостью чуть более €5 тысяч. Мощности двигательного производства, по словам гендиректора Рособоронэкспорта, должны были составить 1,5 миллиона штук в год. В ответ на эти заявления руководства АвтоВАЗа глава Fiat Серджио Марконе в сентябре нынешнего года заявил о невозможности технологического партнёрства с тольяттинцами. По словам Марконе, Fiat будет придерживаться политики заключения отдельных соглашений в различных секторах и странах, и в настоящее время у компании уже имеется 20 подобных альянсов, но АвтоВАЗ в их число не входит. Хотя руководство АвтоВАЗа сразу же заявило о том, что у вазовцев есть еще один вариант – с французской Renault уже сформулирован вариант сотрудничества, на который компания готова согласиться.
Имя спасителя станет известным позже
Видимо, чтобы окончательно заинтересовать иностранцев, Рособоронэкспорт и решил пойти на продажу части акций предприятия. О каком же именно иностранном автоконцерне идет речь – выяснится в ноябре. В принципе, «цена вопроса» достаточно велика, ведь чтобы купить пакет акций в 25%, нужно выложить несколько сот миллионов долларов. На это готов далеко не всякий соинвестор. А сколько необходимо будет вложить в последующую реконструкцию предприятия, вообще неясно. Недаром осторожничает General Motors, имеющая СП с АвтоВАЗом – GM-АвтоВАЗ, не очень торопится вкладывать деньги в покупку акций партнера по бизнесу. Да и у самих Fiat и Renault, с которыми ведет переговоры АвтоВАЗ, уже есть партнеры в России (автомобили Fiat собирает «Северсталь-авто», Renault построил собственный завод в Москве). Получается, что все крупные автопроизводители, которые хотели выйти на российский рынок и начать здесь производство, в той или иной форме это уже сделали.
Так, в Калужской области идет строительство заводов Volkswagen и Volvo, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область пришли Ford, Suzuki, Nissan, General Motors, Toyota, в Ижевске – Kia, в Таганроге – Hyundai. О своих планах создать производство в России заявила Mitsubishi. К тому же строительство собственных заводов обойдется предприятиям куда дешевле, чем покупка четверти акций АвтоВАЗа и его реконструкция. Например, инвестиции Ford Motor Company в российский завод, который производит 303 автомобиля Ford Focus в сутки, составили 260 миллионов долларов.
Планы же самого АвтоВАЗа создать сеть СП с иностранными предприятиями, производящими автокомпоненты и таким образом серьезно улучшить качество выпускаемых машин, рассчитаны на перспективу. В новом проекте самого АвтоВАЗа планируется, что половина комплектующих будет иностранных производителей. Вопрос – насколько это удорожит сам проект и насколько он будет конкурентным на фоне дешевеющих иномарок?
Или-или
Что же касается покупки части акций металлургами, тут тоже далеко не все ясно. Сергей Чемезов заявил на конференции Союза машиностроителей России, что завод готов продать металлургам от 5% до 10%, но в интервью «Независимой газете», вышедшей в тот же день, ответил: «Речь идет о пакете не более чем в 15-20% акций. Завод готов предложить металлургам небольшой пакет акций, чтобы они могли войти в совет директоров автозавода, АвтоВАЗ готов гарантировать металлургам объемы закупок автолиста и ждет от них модернизации производства, при этом надеется, что металл для предприятия будет дешевле на определенный процент. Пакет акций предлагается металлургам в качестве бонуса и если [металлурги] не хотят [покупать акции], мы навязывать им не будем». Пока представители «Северстали» и «Металлоинвеста» не комментируют эту тему, видимо, подсчитывая, что выгоднее: акции АвтоВАЗа с предполагаемыми доходами или реальные заказы от строящихся в России заводов General Motors, Toyota, Volkswagen.
В пользу же покупки акций говорят, по меньшей мере, два соображения: во-первых, АвтоВАЗ – крупный потребитель листового проката. Поэтому металлургам совсем не плохо иметь своего представителя в совете директоров предприятия. Во-вторых, доля АвтоВАЗа на российском рынке легковых автомобилей до сих пор остается самой большой (25,6%).
Что же касается обычного покупателя, то вряд ли найдется много желающих купить акции предприятия, которые вряд ли принесут солидный доход их держателям. Таким образом, сам АвтоВАЗ может и захотеть продать акции. Вопрос в том, захотят ли их купить?