Министр промышленности и энергетики Самарской области Николай Свешников заявил о том, что поставщики автокомпонентов, создающие новую продукцию, могут рассчитывать на серьезную финансовую помощь областного бюджета.
Это означает, что все предприятия, которые работают на территории области в автомобильной промышленности, смогут рассчитывать на льготный режим налогообложения и государственную поддержку своего бизнеса. Таким образом, идея автомобильного кластера, которую уже не первый год обсуждают представители бизнеса, нашла реальную финансовую поддержку.
Особое внимание – тем производствам, что работают вокруг АвтоВАЗа и поставляют на тольяттинский автогигант комплектующие или занимаются исследовательской деятельностью. Николай Свешников отметил, что автомобильный кластер является для Поволжского региона системообразующим – ведь в автомобилестроении сконцентрировано 65% всех основных фондов промышленности региона, 40% рабочих мест. Продукция этой отрасли составляет 20% экспорта Самарской области. За восемь месяцев текущего года объем производства транспортных средств и оборудования составил около 127 млрд рублей, из них около 86 млрд рублей приходится на долю легковых автомобилей. Сегодня число поставщиков из Самарской губернии с учетом субпоставщиков и поставщиков-дублеров превышает 300 предприятий, доля которых в общем объеме поставок составляет около 50 процентов.
Для того чтобы сосредоточить средства, выделяемые на развитие автомобильной отрасли нашей губернии, создан инновационно-инвестиционный фонд. Именно из него финансируются гранты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предоставляются займы для реализации инновационных проектов. Надо отметить, что кредиты для автомобилестроителей не малые – займ составляет от 300 тысяч до десяти миллионов рублей. Кроме того, создан фонд содействия развитию венчурных инвестиций в научно-технической сфере Самарской области.
Николай Свешников также отметил, что правительство Самарской области готово субсидировать процентные ставки в кредитах под освоение новый продукции силами областного бюджета.
Слова чиновников подкреплены тем, что те из предприятий ОПК (оборонно-промышленный комплекс), которые уже начали работать с АвтоВАЗом, получили ряд преференций; для них были снижены налоги на прибыль, на имущество и т.д. Благодаря этому появились новые производства на оборонном предприятии «Салют» (был организован выпуск фильтров), на Самарском электромеханическом заводе, в «Гидроавтоматике» освоено производство натяжителей цепи.
Надо отметить, что автомобильные производства нашей области действительно одни из наиболее динамично развивающихся – стоит отметить, что самарские фирмы выходят на общероссийский уровень, создавая производства в стране. Так, недавно холдинг «Вланкас» из Кинеля, третий по значимости поставщик пластмассовых комплектующих на конвейер АвтоВАЗа, и шведская Plastal Group подписали договор о создании совместного предприятия по производству автомобильных бамперов. Оно расположится в Ленинградской области, проектная мощность – около 400 тысяч бамперов в год. А уже через месяц, в ноябре 2007 года, начнет работать совместное производство «Вланкаса» и ГК «Криста» (город Сызрань). Оба предприятия сориентированы на поставку комплектующих для всеволожского завода компании Ford. Уже заключен договор, в соответствии с которым начало поставок продукции запланировано на декабрь 2007 – январь 2008 года.
В 2009 году, когда заработают первые очереди предприятий «Тойоты», «Дженерал Моторс» и «Нисана», суммарные объемы производства легковушек в Петербурге и области приблизятся вплотную к заветной цифре (250 тысяч машин в год). Так что самарские предприятия могут рассчитывать не только на долгосрочное сотрудничество, но и на расширение собственных производственных площадей. А если учесть господдержку, то можно надеяться на серьезный промышленный подъем автомобилестроения в Самаре.