Первые продавцы иномарок в России продавали свои автомобили с гарантией на год. Но рынок рос и расширялся, иностранные концерны поверили, что пришли в Россию всерьез и надолго, поэтому появлялось все больше «завлекалок» для клиента. В том числе – и увеличение сроков гарантийного обслуживания автомобиля. Тем не менее, если вы поверили, что разрекламировнный слоган «Пять лет гарантийного обслуживания» действительно означает для вас бесплатную техпомощь при всех поломках, то вы должны знать – это неправда. Вернее, далеко не вся правда.
Разберемся
Любой официальный дилер защищает прежде всего свои собственные интересы. А главный его интерес – чтобы владелец автомобиля ремонтировался только у него. Таким образом, гарантийная книжка – это залог того, что все вопросы по обсуживанию и ремонту автомобиля вам придется решать только в официальном сервис-центре – невзирая на цены и условия обслуживания. Не приведи бог в вашем дилерском центре обнаружат, что вы «сходили налево» – в гараж к дяде Васе! Конец вашему роману с сервисом, конец гарантии. Тот же результат – отлучение от гарантийного ремонта – ждет владельца в случае, если он не соблюдал правила эксплуатации автомобиля. А попасть под это расплывчатое определение может все, что угодно. И последнее немаловажное обстоятельство! Все время гарантийного обслуживания, неважно, как себя ведет машина, вы должны регулярно проходить техосмотр и оставлять в сервисе кругленькие суммы.
Так, Mitsubishi специально оговаривает в гарантии изготовителя для России : «На основные элементы новых автомобилей «Мицубиши», официально поставляемых в Россию, кроме специфических и специально оговариваемых элементов, дается гарантия с момента поставки первому покупателю (то есть с указанной в регистрационной карточке сервисной книжки даты начала гарантии) сроком не более трех лет, на следующих условиях: в течение первых 24 месяцев эксплуатации без ограничения пробега; если обнаруженная неисправность вызвана нарушением технологии производства или использованием комплектующих и материалов ненадлежащего качества».
При этом гарантия изготовителя ограничена только дефектами производственного характера и не распространяется на случаи, перечисленные аж в 11 пунктах, начиная от «регламентных работ при плановых технических обслуживаниях, включая диагностические и регулировочные работы, а также разрушение одноразовых элементов и расходование других материалов при техническом обслуживании» и «нормального износа» вплоть до «повреждений, вызванных недостаточным или проведенным ненадлежащим образом техническим обслуживанием».
При этом нужно учесть, что на некоторые детали и узлы гарантия меньше, на другие – больше. Так, та же Mitsubishi выдает гарантию в пределах шести месяцев с даты начала эксплуатации, независимо от пробега, на аудиоаппаратуру, установленную изготовителем; аккумуляторные батареи; чехлы, кожухи, брызговики; форсунки дизельных двигателей; кузова пикапов, установленные изготовителем. И вообще, гарантия на некоторые детали и узлы заметно разнится. Например, гарантия на кузов больше по срокам, чем на остальные детали.
Или возьмем Peugeot, на автомобили которого, начиная с сентября 2004 года предоставляется гарантия завода-изготовителя сроком на два года, независимо от пробега автомобиля. Гарантийные обязательства включают в себя: бесплатный ремонт или замену деталей (включая стоимость запасных частей и трудозатрат), признанных дефектными заводом-изготовителем или его представителем, причем ремонт или замена могут производиться с использованием новых деталей или восстановленных узлов с одобрения завода-изготовителя или его представителя.
Тут же оговаривается, что гарантийные обязательства изготовителя выполняются при строгом соблюдении регламента периодических технических обслуживаний, предусмотренных в «Сервисной книжке Peugeot». Гарантия прекращается в случае внесения изменений или дополнений в конструкцию автомобиля, не предусмотренных и не разрешенных изготовителем, или выполненных без соблюдения технических требований, определенных изготовителем; если неисправность вызвана небрежностью владельца или несоблюдением указаний, приводимых в руководстве по эксплуатации и обслуживанию; если автомобиль эксплуатировался в ненормальных условиях или участвовал в соревнованиях; если на автомобиле произошло хотя бы кратковременное превышение допустимой нагрузки.
То есть различные фирмы-изготовители по-разному подходят к проблеме гарантийного срока, цен на гарантийное обслуживание и прочему.
При этом стоимость расходных материалов ляжет на плечи автовладельца.
Все в суд!
И еще. Самый стандартный отказ от обслуживания по гарантии – ссыла на пункт «Нарушение правил эксплуатации». По закону «О защите прав потребителей» изготовитель устанавливает на товар гарантийный срок. Это период, в течение которого все недостатки, возникшие по вине изготовителя (например, некачественная деталь), устраняются самим изготовителем или уполномоченной им организацией за его счет. Исключения составляют случаи, когда установлено, что недостаток возник в результате нарушения правил использования, хранения или транспортировки. Отказ в гарантийном обслуживании должен быть основан на убедительных доказательствах, иначе это прямое нарушение закона.
То есть, если ваш автомобиль во время поездки в другой город обслуживался на какой-либо иной сервисной станции, это еще нужно доказать. И потом, даже если вы ремонтировались в другом месте, опять-таки нужно доказать, что при этом ремонте не соблюдался регламент проведения ремонтных работ и именно это повлекло, скажем, последующую поломку.
Или если у вас отслоилась краска, и продавец (компания-изготовитель) ссылается на то, что это произошло оттого, что вы обслуживались не у фирменного дилера, то пока продавцом (изготовителем) не будет доказана причинно-следственная связь между прохождением (непрохождением) ТО и тем, что отслоилась краска – никакой гарантии лишить вас никто не в праве.
Различайте гарантию изготовителя и гарантию дилера. Официальный дилер может предоставить дополнительную гарантию – но это все тот же бесплатный сыр в мышеловке. Изучите все условия – вполне возможно, что гарантия дилера обязывает проходить техническое обслуживание и устанавливать дополнительное оборудование только в рекомендованных сервисных центрах. К тому же обслуживание в сервис-центрах может оказаться куда более частым, чем по гарантии изготовителя.