В Самарской области началась профилактическая операция «Пешеход», которую проводят областные гаишники.
Сама операция достаточно короткая – до конца февраля. Но гаишники уверяют, что она может дать хороший результат – снижение количества аварий.
Как показывает статистика, только за последнюю неделю в Самарской области зарегистрировано 16 ДТП с участием пешеходов, в которых 17 человек получили различные ранения и оказались в больницах. Ежегодно количество аварий увеличивается на 10-15%, а в год на дорогах каждый год погибает на 1000 человек больше. Причем в пяти из семи случаев аварий с участием пешехода виноват именно он, другое дело, что обвинить его в этом юридически достаточно сложно.
Из-за чего в Самарской области чаще всего гибнут люди на дорогах? Как уверяют гаишники, причины чаще всего одни и те же: переход проезжей части в неустановленном месте (560 случаев за 2007 год), нарушение сигнала регулировщика (65 случаев), неожиданный выход на проезжую часть (34 случая). Всего в прошлом году по вине пешеходов произошло 14,3% ДТП от общего количества ДТП, при этом по вине находившихся в нетрезвом состоянии – 6,9% ДТП.
Правда, во всем обвинять пешеходов неправильно: ведь автомобилисты в Самаре сами очень редко пропускают людей, которые переходят улицу даже в установленных местах, но не оборудованных светофорами. Так, в 2007 году 66 тысяч 255 водителей транспортных средств были оштрафованы гаишниками за нарушение правил дорожного движения по статье 12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам, пользующимся преимуществом». Напомним, что нарушение этой статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей».
«Приходится часто штрафовать автовладельцев, которые не смотрят на то, что человек переходит улицу под знаком перехода, по «зебре», которую, может быть, в эти дни и не видно, но знак перехода виден издалека, – комментирует проведение операции инспектор ДПС Андрей Васильев. – Всякий раз водители возмущаются: дескать, почему я должен обязательно притормаживать? И вообще, мол, эти пешеходы так и бросаются под колеса, не глядя на плотное движение. Может быть, и так. Но забывать, что в границах города действует ограничение скорости, не следует. А у нас даже в эти дни – оттепели и гололеда – по Московскому шоссе днем несутся, подрезая друг друга, со скоростью 80-90 километров в час».
В Правилах дорожного движения, части 14.1 сказано: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». И неважно, ступил пешеход на проезжую часть или лишь приблизился к ней, водитель обязан его пропустить.
Практика показывает, что чаще всего именно эту часть водители и не соблюдают. Возьмем последние происшествия: в Автозаводском районе Тольятти водитель «ВАЗ-2114» сбил на улице Дзержинского женщину с сыном, которые переходили проезжею часть слева направо, по ходу движения автомобиля, вне пешеходного перехода. В результате женщина с диагнозом «ушиб грудной клетки и мягких тканей головы» была доставлена в городскую больницу №5, а мальчик с диагнозом «сотрясение головного мозга, черепно-мозговая травма» госпитализирован в детскую многопрофильную больницу. В Октябрьском районе Самары водитель «десятки» на улице Н. Панова сбил мальчика, который переходил проезжую часть по ходу движения, вне пешеходного перехода. С диагнозом «закрытая травма живота» госпитализирован в 13 детское отделение ГБ-1 имени Пирогова.