Грузовики, следующие по платным автомагистралям и международным транспортным путям России, воздушные и морские суда будут в обязательном порядке оснащены системой ГЛОНАСС. Об этом на днях заявил гендиректор Российского института радионавигации и времени Сергей Писарев.
Подружились с американцами
Неделю назад в Москве прошел Международный форум по спутниковой навигации, на котором представитель Госдепартамента США, полковник Марк Круз сообщил: «Разрабатываемые сейчас в США новые версии навигационных спутников системы GPS по приему сигналов для гражданских пользователей будут совместимы с новыми российскими навигационными спутниками ГЛОНАСС-К».
Федеральное космическое агентство (Роскосмос) разработало свой вариант корректировки ГЛОНАСС, доведя численность орбитальной группировки ГЛОНАСС до 30 спутников. Сейчас на орбите находится 16 бортов, к концу года планируется запустить еще два.
«Мы доведем состав орбитальной группировки до 30 космических аппаратов, – заявил на форуме главный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич. – Мы представили наши рекомендации в МЭРТ и Минфин, они проходят согласования. Мы надеемся, что в апреле-мае основные решения будут выполнены и проект корректировки ФЦП будет представлен в правительство».
Кстати, именно такое число – 30 – американских спутников в системе GPS работают на орбите. Так что россияне готовы будут, после вывода дополнительных спутников, работать с американцами на паритетных началах. Но для развития российской программы необходимо около четырех миллиардов рублей.
Отечественный конкурент американской Global Positioning System (GPS) – комбинированный приемник ГЛОНАСС-GPS – готовятся выпускать отечественные компании; они даже собираются выпустить специальные ошейники для домашних животных, которые помогут владельцам быстро отыскать своих любимцев, если те потеряются.
Россиянам придется конкурировать с американцами, которые уже заняли по всему миру сильные позиции. GPS-системами на сегодняшний день комплектуются навигационные системы ведущих автопроизводителей, переносные туристические модули, а в последнее время и многие коммуникаторы со смартфонами. Российское правительство, обязав устанавливать GPS на самолетах, кораблях и автопоездах, пересекающих российское пространство, сразу решило проблему конкурентов на своей территории.
Первые российские
Первый российский спутниковый автонавигатор Glospace SGK-70 разработан специалистами НИИ космического приборостроения и «Киберсо» и стоит около 12 тысяч рублей. Автонавигатор оснащен семидюймовым цветным сенсорным дисплеем (вдвое больше стандартного дисплея от конкурирующих приемников Garmin или Tomtom), процессором мощностью 400 МГц и встроенным MP3/MPEG4 плеером (поддерживает форматы AVI, DIVX, MPEG-4, MP3, OGG, MKV, MKA). Также к нему можно подключать внешние устройства (например, внешний жесткий диск). Разъем мини-USB позволяет подключать навигатор к компьютеру. Он поддерживает карты памяти SD (в комплектации идет карта на 512 Мб) и работает под управлением ОС Microsoft Windows CE 5.0. Glospace указывает положение автомобиля с точностью до нескольких метров на плоской или трехмерной карте. Glospace можно использовать для просмотра фильмов, фотографий и для прослушивания цифровых записей, играть во встроенные игры.
Для того, чтобы приемник показывал пробки на дорогах, к нему необходимо докупить пейджер Smilink, отображающий ситуацию на дорогах в реальном времени, и платить за пользование услугой примерно 200 рублей в месяц.
Из собственно навигационных недостатков можно отметить то, что в устройство пока закачаны лишь карты Москвы и Московской области (ПалмГис ГЛОНАСС/GPS). Разработчик «Киберсо» в начале года обещал, что карта России появится в первом квартале. У приемника нет собственной батареи – это значит, что он должен быть постоянно подключен к сети, к тому же, устройство пока достаточно громоздкое.
Еще один проект разрабатывается сейчас АвтоВАЗом вместе с СП «УралАвтоКомплект», учредителями которого являются российская компания «Автоаудиоцентр», производитель автомобильных головных устройств и акустических систем марки «Урал» (Ural), и корпорация Shenzhen Hangsheng Electronics Cо, Ltd., крупнейшее в Юго-Восточной Азии предприятие по выпуску радиоэлектронных систем для автомобилей.
Цель проекта – разработка аппаратно-наращиваемой мультимедийной платформы для Lada Priora с возможностью подключения бинарной навигационной системы в форматах ГЛОНАСС-GPS.
Мультимедийная платформа имеет широкие возможности подключения дополнительных внешних модулей. В базовой конфигурации мультимедийная система представляет собой CD/MP3-ресивер со стандартным набором потребительских функции и возможностью расширения функционала путем подключения внешних модулей бортового компьютера, парковочного радара, аварийного сигнализатора.
Топовая комплектация мультимедийной системы включает в себя DVD-ресивер с монитором, интегрированным в приборную панель, и возможностью подключения дополнительных модулей бортового компьютера, парковочного радара, GSM, ГЛОНАСС-GPS-приемника. Дисплей спутниковой навигационной системы интегрирован в мягкую накладку панели приборов Lada Priora.
Интересно, что первая партия отечественных Glospace SGK-70 в количестве тысячи штук разошлась в качестве «подарков» в течение дня. Недовольным покупателям, которые заранее оставили заявки на покупку в сети магазинов «ИОН» на первую партию, звонили и сообщали, что поступившая партия останется в магазине как опытный образец.
Всего же в этом году планируется произвести полмиллиона единиц в год, при плане с учетом «принудительных» продаж в объеме 10 миллионов единиц до 2015 года.
Главный конструктор НИИ КП Юрий Королев отметил: «Реализация плана потребует примерно 200 миллионов рублей инвестиций. Более того, цена устройства поднимется, поскольку первая партия Glospace продавалась в убыток. Сейчас Glospace стоит около 12 тысяч рублей, сопоставимые по характеристикам азиатские приемники стоят примерно столько же».
Эксперты считают, что российский навигатор на потребительском рынке не будет пользоваться спросом из-за высокой стоимости устройства, отсутствия карт и неполного покрытия.
Справка: Глобальная Навигационная Спутниковая Система – российская спутниковая система навигации. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8°, и высотой 19 тысяч 100 километров. Принцип измерения аналогичен американской системе GPS (NAVSTAR).
При доведении количества действующих спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100% непрерывная навигация. На остальной части земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24-х спутников.
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. В 1995 году спутниковая группировка составила 24 аппарата. Впоследствии из-за недостаточного финансирования число работающих спутников сократилось. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планируется уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигнет к началу 2010 года.