Вопрос – честно или нечестно проходить техосмотр в настоящее время полностью лежит на совести самарского автовладельца. С одной стороны, обманывать нехорошо, ведь «забытые» неисправности могут «аукнуться» как автомобилю, так и его хозяину. С другой – процедура прохождения ГТО, очевидно, требует оптимизации. При этом желание сделать талончик «по левой» должно пропасть не из-за «драконовских» мер по отношению к нарушителям. Важно придумать такую официальную альтернативу ныне существующим «полулегальным» способам, которая бы устраивала и ГИБДД, и автолюбителей.
Все скрытые «болячки» нашего любимого автомобиля имеют обыкновение проявлять себя в самый неподходящий момент, что может не лучшим образом сказаться не только на эксплуатационном состоянии данного транспортного средства (ТС), но и на здоровье его владельца, а также распространиться на остальных участников дорожного движения. При этом слово «техосмотр» наряду со словосочетанием «полис ОСАГО» вызывает у большинства водителей ощущение навязанной процедуры, в которой нет острой необходимости, но которую, тем не менее, надо обязательно пройти, заплатив еще и некоторую сумму денег.
Впрочем, практика показывает, что лучше «перебдеть», чем «недобдеть», так как из-за халатности автовладельцев и, как следствие, заранее не диагностированной неисправности ТС на дорогах страны ежедневно гибнут люди, а ремонт машины, побывавшей в ДТП или неспособной к дальнейшему передвижению по явной или неявной причине, часто влетает «в копеечку». Решено – двигаемся в сторону любого из 106 пунктов государственного технического осмотра (ГТО) на территории Самарской области и пробуем получить заветный талончик на ветровое стекло.
Как рассказал начальник отдела технического надзора УГИБДД по Самарской области Михаил Туманов, процедура прохождения техосмотра регламентирована Постановлением Правительства РФ № 880 «О порядке проведения ГТО транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД и МВД РФ». Есть и более узкий приказ № 190 «Об организации и проведении ГТО» от 15 марта 1999 года, описывающий порядок действий автолюбителей при прохождении техосмотра на территории региона.
Согласно ему, собственник ТС или лицо, управляющее ТС по доверенности, прибывает на станцию технического осмотра, не забыв приобрести по пути новенький огнетушитель, аптечку с непросроченными лекарствами и знак аварийной остановки. Контролер проверит ваши документы на автомобиль, сверит все номера (кузова, двигателя и т.д., при этом номера должны быть чистыми, как и сам автомобиль, такова сложившаяся традиция, к сожалению, не записанная ни в каких законах). Из документов потребуется водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт), паспорт владельца автомобиля (доверенного лица), доверенность на управление ТС, выписанная собственником, действующий полис ОСАГО. Плюс нужна медицинская справка, которая с 2005 года приобрела зеленый цвет, единую форму и несколько степеней защиты от подделки (при этом нарколога и психиатра все равно придется навещать отдельно).
Кстати срок действия справки – 3 года, так что если при наличии старого ТС вы вынуждены проходить ГТО ежегодно (срок действия талона ТО на новые машины (первичный техосмотр) составляет 3 года, на машины, младше 7 лет, - 2 года, старше - 1 год), то прошлогодняя справка сохраняет свою юридическую силу. Прохождение всех врачей в самарских клиниках, имеющих лицензию на выдачу таких справок, стоит около 700 рублей (самое популярное место здесь - Владимирская, 1а).
Наконец, не забудьте заехать в Сбербанк и получить квитанции за инструментальный контроль (170 р.) и за сам техосмотр (госпошлина за выдачу талона – 30 р.). Обе квитанции необходимо оформить на имя собственника транспортного средства, даже если у вас «генеральная доверенность».
Сотрудники постов инструментального контроля проверяют работоспособность и состояние всех систем и узлов машины, следуя карте, и делают в ней пометки об исправности или неисправности. Если по каким-то параметрам вы не укладываетесь в принятые ГОСТом Р 51.709 от 2001 г. «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» нормы, то в течении 20 дней можете бесплатно пройти повторный техосмотр (естественно устранив указанные нарушения), и проверке будут подлежать только позиции, вызвавшие нарекания в прошлый раз. Если замечания отсутствуют, то диагностическая карта выдается на руки автовладельцу вместе с фотографией ТС на обороте. С этими документами он едет уже к сотруднику ГИБДД, который оформляет талон ГТО по месту регистрации ТС.
Сегодня в большинстве областных пунктов можно провести только инструментальный контроль ТС, а за талоном нередко приходится обращаться по другому адресу. Для облегчения процедуры прохождения ГТО в Самаре и Тольятти были созданы универсальные пункты, где талон выдается сразу после закрытия диагностической карты. Для этого на пунктах работают сотрудники Госавтоинспекции. Стоит отметить, что 12 самарских «точек» могут принять весь областной автотранспорт – талон оформляют централизованно без каких-либо проволочек.
Впрочем, после ознакомления со списком подлежащих проверке систем автомобиля, возникает желание как-то объехать все эти посты, на каждом из которых вероятно обнаружение неисправности. Также не хочется тратить драгоценные часы на поход поликлинику за медицинской справкой и деньги на замену «лысых» колес новыми. И, клятвенно пообещав себе заехать на недельке в автосервис, «чтобы на душе стало спокойно», водитель начинает искать варианты прохождения так называемого «неофициального» техосмотра, который, надо признать, здорово экономит время и не особо тянет карман.
Искать долго не приходится. У друзей и знакомых после одной-двух минут разговора обязательно найдется вариант быстрого и качественного прохождения ГТО любой, даже рассыпающейся на ходу машиной, с непременной проводкой через центральный компьютер ГИБДД, так что «комар носа не подточит». Типичная ситуация выглядит, по рассказам очевидцев, следующим образом. Автовладелец приезжает на один из пунктов ГТО, захватив предварительно копию техпаспорта ТС и две вышеупомянутые квитанции за 200 рублей. Постояв пять минут в тоннеле со смотровой ямой (чтобы сфотографировать автомобиль и сверить номера кузова и двигателя с данными техпаспорта), он отдает квитанции сотрудникам станции и уезжает по своим делам.
В течение дня или на следующее утро он забирает готовый талончик ГТО в условленном месте, оставляя взамен деньги. По данным Самара24, сейчас процедура прохождения такого техосмотра стоит от 1500 до 3000 рублей, в зависимости от степени затемнения стекол. Бывалые автолюбители, чтобы не сдирать тонировку, советуют на время прохождения техосмотра менять «грязные» стекла на «чистые», предусмотрительно взятые в аренду. На этом можно сэкономить до тысячи рублей и получить моральное удовлетворение, прикрепляя чуть позже новенький талончик на старенькое «закатанное» лобовое стекло. Как долго продержится эта идиллия, доподлинно неизвестно. Некоторые умудряются проездить с негостированной тонировкой до следующего ТО, другие попадают под горячую руку автоинспектора буквально на следующий день.
В заключение можно добавить, что вопрос – честно или нечестно проходить техосмотр - в настоящее время полностью лежит на совести самарского автовладельца. С одной стороны, обманывать нехорошо, ведь «забытые» неисправности могут «аукнуться» как автомобилю, так и его хозяину. С другой – процедура прохождения ГТО, очевидно, требует оптимизации. При этом желание сделать талончик «по левой» должно пропасть не из-за «драконовских» мер по отношению к нарушителям. Важно придумать такую официальную альтернативу ныне существующим «полулегальным» способам, которая бы устраивала и ГИБДД, и автолюбителей.
1. Общий осмотр: аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, стекла, зеркала заднего вида, грязезащитные фартуки, противооткатные упоры (для автобусов и грузовых автомобилей), ремни безопасности, стеклоочистители и стеклоомыватели, обогрев и обдув ветрового стекла, противосолнечные козырьки, тягово-сцепное устройство, замки дверей, сидения, звуковой сигнал.
2. Тормозная система: общая удельная тормозная сила, коэффициент неравномерности тормозных сил колес осей, усилие на органах управления, герметичность, система сигнализации тормозного привода.
3. Рулевое управление: суммарный люфт в рулевой управлении, отсутствие рывков и заеданий при вращении рулевого колеса, люфты и зазоры в соединениях деталей, оплетка рулевого колеса, гидроусилитель руля.
4. Двигатель и его системы: содержание в отработавших газах вредных веществ, герметичность системы питания, герметичность системы выпуска отработавших газов.
5. Колеса и шины: состояние дисков и шин, высота рисунка протектора, давление воздуха в шинах.
6. Рама, подвеска, силовая передача: состояние рамы, люфты в шаровых опорах, крепление карданной передачи, состояние рессор.
7. Фары, внешние светосигнальные приборы, сигнализаторы включения световых приборов: направление светового пучка фар, сила света и режимы работы внешних световых приборов.
Список пунктов ГТО, обслуживающих всю область:
1. ООО «Гранд – авто», Самара, ул. Фрунзе, 114
2. ООО «МЕТА-Автотест»,443016 г. Самара, ул.Матросова, 153а, г. Самара, ул. Южный проезд, 104
3. ООО «Техконтроль»,443030 г. Самара, ул. Мечникова, 3, г.Самара ул. Пионерская, г. Самара, ул. Пятигорская д. 13
4. ООО «Автотехсервис», 443050 г.Самара, ул.Авроры, 114а
5. ООО «Салютинструментконтроль»,443028 г. Самара, п. Мехзавод, Московское шоссе 22км
6. ОАО «ПИК», 443125 г. Самара, Московское шоссе, д. 236
7. МУП «Пассажиртранссервис», 443045 г. Самара, ул Ракитовское шоссе
8. ООО «Кристалл», 443063 пересечение ул.Матросова и ул.Краснодонской
9. ООО «Континент», ул. Южное шоссе, пост ГИБДД
10. ООО «МЕТА-Сервис» г. Самара, пересечение ул. Псковской и ул.Заводское шоссе
11. ПБОЮЛ Федячкин Андрей Юрьевич , г. Самара, ул А-Атинская, 29б
12. ИП Аграфенин Алексей Владимирович г. Самара, ул. Утевская, д.30а
Если следовать Кодексу об административно-правовых правонарушениях РФ, в случае отсутствия талона о прохождении ГТО или его просрочки владельцу ТС выносится предупреждение или назначается штраф 100 рублей. На практике сотрудники ГИБДД имеют право снять государственные регистрационные знаки с автомобиля и обязать его владельца устранить неисправности (другими словами пройти техосмотр), выдав на руки акт об изъятии номеров. Несмотря на то, что сроки езды без номеров пока никак не регламентированы, обычно такая мера сразу производит должный эффект – водитель следует на своей автомашине в пункт инструментального контроля и проходит техосмотр. После этого он приходит в ГИБДД того района, на территории которого были сняты номера, оплачивает вышеуказанный штраф, предъявляет талон ГТО и получает их обратно. Задерживать же автомобиль на штрафстоянке или вызывать эвакуатор для транспортировки «неисправной машины» к месту предполагаемого ремонта сотрудники ГИБДД не уполномочены.
Жорж Коваленко