Эвакуаторы бывают двух типов: те, которые автовладельцам помогают, выезжая по их просьбе на место ДТП, и те, которые этих автовладельцев «наказывают» за парковку в неположенном месте. Однако в Самаре дело обстоит несколько иначе. Последних, как выяснилось, вовсе не существует. Причины этой ситуации можно смело отнести к разряду загадок нашего города.
Эвакуаторы в Самаре появились еще в 60-е годы, благодаря стараниям Георгия Ивановича Елчина, директора Куйбышевского пассажирского комбината. Кроме прямых пассажироперевозок таксопарки были обязаны выполнять план по оказанию услуг техпомощи для населения. В те годы поврежденные автомобили перевозили на УАЗах с прицепами. В конце восьмидесятых ситуация поменялась. Таксопарки расформировали, а новые эвакуаторные машины (КАМАЗы, Валдаи, «бычки» и т.д.) стали принадлежать частникам. В наши дни самарский муниципалитет также эвакуацией автомобилей не занимается. Хотя должен...
В прошлом году ГИБДД города закупило 10 эвакуаторов. Но то ли из-за больших затрат на обслуживание этой дорогой техники, то ли из-за конфликтов с автовладельцами эвакуированных машин, дело не пошло. Эвакуаторы распродали. Оставили лишь три единицы техники. А конфликтные ситуации с автомобилистами возникали, по большому счету, из-за отсутствия парковочных мест в городе перед торговыми центрами и магазинами. Машины-то забирали в основном оттуда. С одной стороны, по закону автомобили нельзя там оставлять, а с другой, разрешенных мест для парковки катастрофически не хватает. На стоянках города после таких нововведений осталось много брошенных машин. В основном, это старые и недорогие автомобили, у владельцев которых просто-напросто не хватает средств на выплату штрафов.
По заявлению неофициальных источников, муниципальным властям просто невыгодно заводить городские эвакуаторные службы. Ведь тогда нужно содержать штат водителей — выплачивать им зарплату, отпускные. А у эвакуаторщика часто ненормированный рабочий день, выходить на службу приходится даже ночью. Это должно оплачиваться дополнительно.
Анна Карачанская, старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУВД по связям с общественностью сообщила Samara24.ru: «В Самаре нет муниципальных эвакуаторов, хотя мы неоднократно обращались в администрацию городского округа с просьбой о предоставлении нам техники и организации штрафстоянок. Долго нам навстречу не шли. Но с 1 июля этого года будут внесены поправки в административный кодекс, благодаря которым в Самаре появятся муниципальные эвакуаторы и штрафстоянки, на которых первые сутки пребывания там автомобиля будут бесплатны для его владельца».
Таким образом, в нашем городе эвакуацию автомобилей производят лишь частные фирмы. Такая услуга стоит в среднем от одной до двух тысяч рублей, в зависимости от сложности загрузки и выгрузки, веса машины. И выезжают они в основном не на ДТП. Их услугами часто пользуются подвыпившие автовладельцы для перевозки их железного коня на стоянки, поближе к дому.
Директор одной из эвакуаторных служб Самары Иван Кабаев отмечает, что «в таких ситуациях гораздо лучше вызывать эвакуатор, нежели «автопилот». Это позволяет избежать недоразумений с постовыми службами. Ведь при вызове «автопилота» за руль садится водитель, не вписанный в страховку. И в случае аварии может возникнуть множество правовых проблем. А если автомобилист вызывает эвакуатор, то его машина загоняется на платформу, а сам владелец едет в кабине, рядом с эвакуаторщиком. В случае, когда владелец просит перевезти его машину в его отсутствие, пишется доверенность на право перевозки автомобиля.
В любом случае, мы начинаем процесс эвакуации лишь после того, как водитель покажет нам документы на транспортное средство, а оно само будет осмотрено на предмет повреждений. Все это фиксируется водителем эвакуатора в специальном журнале. Туда же записывается адрес, по которому автомобиль забрали и куда доставили. Если же автомобиль будет поврежден во время перевозки, то после проведения независимой технической экспертизы и оценки, эвакуаторная служба выплатит нанесенный ущерб.
Часто приходится забирать брошенные автомобили по просьбам жителей домов. Но этот процесс обязательно происходит в присутствии участкового милиционера».
Эвакуаторная машина обязана соответствовать многим критериям. Особое внимание к ручнику и световым сигналам. Федеральный закон ограничил применение проблесковых маячков на машинах. А вот заграничная эвакуаторная техника, например, производства фирмы «Мерседес», продается с уже встроенными «мигалками». Поэтому российские эвакуаторщики должны их снимать с крыш своих автомобилей. И включать лишь по приезде на место работы, чтобы ночью их было видно издалека.
Из-за отсутствия официальных штрафстоянок владельцы эвакуаторов заключают договоры с обычными, несильно загруженными автостоянками.
Кроме того, по заявлению эвакуаторщиков, количество аварий по городу, к счастью, значительно уменьшилось. Эту тенденцию они связывают с увеличением штрафов за нарушение правил дорожного движения, улучшением состояния дорог, повышением качества обучения будущих водителей в автошколах, появление большого количества иномарок, которые ломаются реже отечественных машин. К тому же, с появлением большого числа автосервисов появление поломок у авто предупреждается и предотвращается. Ведь раньше в очереди на починку машины нужно было стоять месяцами, в течение которых авто еще больше ломалось. Следствие — поломка авто прямо во время движения.
Сейчас большинство аварий в городе происходит на Уфимской трассе, Красноглинском шоссе, Сорокиных Хуторах. К сожалению, на некоторых из них дорога представляет собой две колеи. Если в них не попасть, то машина начнет вилять, и неопытному водителю будет сложно ее выровнять.
В летнее время эвакуаторы часто вызывают за город. Например, на Сухую Самарку, в пос. Чкаловка и т.д. Там обострена криминогенная обстановка. В потенциально опасной ситуации оказываются так называемые машины-одиночки. Владельцы часто оставляют их вдалеке от места своего пребывания. Злоумышленники сначала прокалывают шины (причем зачастую это делается даже тогда, когда владелец находится в своем автомобиле, но ничего вокруг не замечает). Водитель ничего сделать не может и решает вызвать эвакуатор. А так как сразу найти обездвиженный автомобиль для водителя эвакуатора сложно, то владелец авто идет по дороге ему навстречу. На это и рассчитывают преступники. Как только водитель удаляется от своей машины на приличное расстояние, они, как говорится на сленге автомобилистов, начинают «шакалить». Из машины крадут документы, деньги, автомагнитолы.
Таким образом, частных эвакуаторов в нашем городе более чем достаточно. Остается ждать к июлю появления муниципальных эвакуаторных машин и нескольких штрафстоянок.